Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Влияние библиотеки на педагогику семейного чтения

Статьи » Влияние библиотеки на педагогику семейного чтения

Как известно, есть мир литературы, придуманный писателями, и есть реальный мир людей, с их актуальными жизненными задачами, кругом интересов, уровнем культуры. Соединяет эти миры чтение.

В XX веке чтение стало рассматриваться как процесс зрительного восприятия, узнавания слов, мыслительный и познавательный процессы, процесс извлечения и создания смысла, как вид речевой деятельности, как событие и явление, связанное с текстом, чтецом и контекстом, к которому приобщаются, которому обучаются в грамотном сообществе.

Чтение, являвшееся целью обучения в начальной школе, стало средством обучения в средней школе и становится учебной и профессиональной компетенцией. С первого дня обучения в школе детей учат читать, читать вдумчиво, внимательно, эмоционально переживая вместе с героями все происходящие события. «Чтение – есть посвящение, волшебный ключ, открывающий нам в глубине нас самих дверь обители, куда бы мы иначе не сумели бы проникнуть» – говорил Марсель Пуст. Цель обучения чтению – это помощь ребенку самостоятельно находить скрытый в произведениях смысл, выбирать такие книги, которые обогатят духовный мир маленького человека. Чтение – не самоцель, а радостный способ опосредованного искусством постижения жизни, условие для самоактуализации личности ребенка. Чтение имеет большое воспитательное значение, потому что прочитанное, через эмоциональную сферу, через подсознание, переживание отпечатывается на человеке, регулирует и корректирует человеческое поведение. Чтение – это чудодейственная сила, которая содержит выдающиеся и поразительные свойства, помогающие читателю:

– видеть невидимое, из обычных слов рождать уникальные образы и картины;

– «живой водой» воображения оживлять персонажи, делать их своими собеседниками и друзьями;

– переселять из мира внешнего в мир, субъективный, скрытый;

– перевоплощаться мысленно в другое лицо и его глазами смотреть на мир;

– снимать физическую и душевную боль;

– генерировать собственные мысли, отталкиваясь от мыслей авторов и персонажей

– познавая литературных героев, познавать самого себя, становясь при этом «выше себя», – все это стимулы чтения, а стимулировать чтение, значит продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребенка в личной значимости чтения, удивлять уникальностью этого процесса, «заражать» интересом.

Для юного читателя очень важно, чтобы процессом его чтения руководил какой-либо начитанный взрослый, а лучше всего – родитель.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка.

«Семейное чтение» может быть понято двояко: во-первых, как-то, что члены одной семьи поддерживают друг друга в развитии собственных навыков чтения; во-вторых, как ситуация, когда члены семьи вместе переживают радость от чтения и рассказывания историй.

И организация семейного чтения, и само понятие «семейное чтение» считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Центральной проблемой организации семейных чтений является создание специальных программ, к которым предъявляются следующие требования: предварительный отбор литературных произведений; их прочтение; формулирование основной идеи каждого из них; окончательный отбор литературных произведений; классификация их по доминантам: мировоззренческой, познавательной, воспитательной.

Прочее на сайте:

Историческая наука
Большое распространение получили и исторические сочинения: история и хронография были очень популярны. В византийской исторической науке 4-сер. 7 вв. были еще сильны античные традиции, господствовало языческое мировоззрение. Вместе с тем ...

Биография и творческий путь Микеланджело Да Караваджо
Выдающийся итальянский живописец, Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. Он известен как один из самых плодов ...

Композиция
Композиция (лат. сompositio - составление, соединение) - это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают - значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru