Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
В чем различие роли семейного чтения для разных возрастов «вчера» и «сегодня»
Старинная русская традиция – семейные вечера. Семья собирается в гостиной: старшее поколение: дедушка и бабушка; взрослые члены семьи:
мама, папа, тетя и дядя; и дети – мальчики и девочки всех возрастов – от самых маленьких до старших подростков.
Бабушка играет на фортепиано – мама исполняет русские романсы, Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведет со старшим сыном – студентом «научный’ спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине…
Традиция семейного чтения в России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была устойчивой до тех пор, пока «читательское сидение» в кругу семьи, не вытеснялось другими формами проведения досуга: дети смотрят «видик», играют в компьютерные игры, шум, стрельба и полуцензурные реплики слышатся до поздней ночи; подростки проводят вечера в кафе и ночных клубах, а родители решают вопросы «По-работе» или следят за развитием событий в очередной заграничной теле-новелле. Сегодня вокруг все изменилось. Появились новые средства информации, которые, по мнению многих, способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений и переживаний, знания передавать опыт других. Телевизор или Интернет, например, мгновенно переносят нас в любую току земного шара, позволяют видеть и слышать, что там делается. Зрительный ряд, звук и цвет сильнее действуют и информация лучше запоминается.
Но будущее библиотеки зависит от читателя. Читающий ребенок – символ будущего культуры. Сегодня, к сожалению, и библиотека, и семья, и школа декларируют единую задачу – научить малыша читать. Новая концепция библиотеки и новое отношение к читателю-ребенку породили иную концепцию библиотечной педагогики, нацеленной на индивидуализацию чтения. В основе ее – личностное общение библиотекаря с читателем: доверительный свободный диалог, лишенный заданности, обусловленный индивидуальным характером читательских впечатлений ребенка.
Как показывают исследования республиканского НИИ книги, 1/2 населения России не читает и лишь 30% родителей знают, что читают их дети. Все это свидетельствует об утрате традиций семейного чтения. Современная библиотека может и должна решать задачу развития ребенка в чтении. Для этого необходимо, прежде всего, объединиться с родителями, которые лучше знают своих детей, и вместе попытаться сохранить природные способности малыша: способность к удивлению, перевоплощению, творчеству. Главное здесь, по выражению Набокова, «не испортить ему изумленной радости самому открыть».
Пока ещё ценность детского чтения в общественном сознании достаточно высока. Даже подростки (традиционные бунтари) в числе своих достоинств называют начитанность. А среди школьников – участников всероссийского опроса об отношении к чтению 83% выбрали положительные ответы: «Люблю читать. Много читаю» Читаю пo школьной программе», «Предпочитаю журналы».
Но проблемы отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед профессионалами: учителями и библиотекарями. Учителя опираются, с одной стороны, на программы, где содержатся списки произведений, рекомендованных для текстуального изучения и списки дополнительной литературы для внеурочного чтения. С другой стороны, многие в сотрудничестве со школьной, с детской библиотеками всегда могут иметь информацию о книжных новинках, о читательских интересах детей.
У такого сотрудничества очень серьёзный потенциал. Многие школы регулярно приглашают библиотекарей на родительские собрания с обзорами новых изданий, интересных для детей соответствующего возраста, с сообщениями о чтении детей конкретного класса. Библиотекаря можно попросить подготовить обзор психолого-педагогической литературы для родителей. Ведь они часто обращаются с разными вопросами к классному руководителю, к школьному психологу. Кого-то волнуют проблемы налаживания общения ребёнка со сверстниками, для кого-то актуальны подростковый нигилизм или отношения с противоположным полом. Разобраться во многом, найти педагогически оправданные решения помогут книги опытных психологов, педагогов, социологов. Они способны повысить профессионально-родительский уровень заботливых мам и пап. Библиотекари могут посоветовать нужные в данный момент.
Домашние книжные собрания продолжают оставаться одним из основных источников получения книг для чтения подрастающего поколения Ядро этих собраний составляют, как правило, приобретения бабушек и дедушек. Это классика отечественной и зарубежной художественной литературы (доступная в советское времена), немногочисленные тогда энциклопедические, справочные и прикладного характера издания. В своё время они отвечали последним достижениям науки и техники, готовились очень основательно. Но сейчас требуют критического подхода и обязательно дополнительного использования современной информации по тому или иному вопросу. Совсем для маленьких домой покупали книжки-игрушки, выпускавшиеся издательством «Малыш». С радостью приобретали прекрасные, не утратившие ни познавательной ценности, ни обаяния, художественно-познавательные книги (Ю. Дмитриева, В. Бианки, Г. Снегирёва, Е. Чарушина и др.)
Прочее на сайте:
Красивая легенда
Говорили, что в 1914-1916 годах компания "Зингер" являлась филиалом германской разведки. Тогда представительства компании имелись чуть ли не во всех российских городах. Агенты компании имели специальные географические карты райо ...
Региональные особенности готического стиля
Из Иль-де-Франс готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пр ...
Хроника школы
Первыми учениками А. В. Ступина были Лев Иванов и Гаврила Фролов; он принял их в 1797 году и работал с ними по росписям.
Вернувшись из Петербурга в 1802 г., он сразу же приступил к организации школы. Медленно налаживалась работа, новая п ...