Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс

Статьи » Бальные танцы как вид искусства » Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс

Страница 1

Развивая культуру танца у младших школьников, правильнее рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием. Танец - это мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающем характеры людей, их чувства и мысли о мире. Основоположник балетного театра Ж.Ж. Норверр (С.В. Филатов, 1993) писал: "Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства - братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху".

В то же время, как и любому артистическому виду спорта, бальному танцу присуща соревновательность, стремление к достижению наивысших результатов.

Однако, включая бальные танцы в общеобразовательную программу начальной школы, не стоит акцентировать внимание на соревновательном моменте, лучше, если программа танцевальной подготовки обеспечит наилучшие условия для проявления способностей каждого ученика, роста его потенциальных возможностей.

Огромное значение имеет точное и эффективное исполнение технических двигательных задач. Красота движений достигается во многом за счет легкости, геометрической точности, ритмичности, последовательности, гармоничности сочетания движений и музыки (СИ. Бекина и др., 1983, Н. Базарова, В. Мей, 1983, А. Месессер, 1990, П. Арнольд, 1997, Т.С. Лисицкая, 1997, В.И. Столяров, 1997 и др.). "Не может быть красоты без осанки и правильной пропорции, и ты - несравненный мастер обеих, так как создаешь гармонию, ты наполняешь движение ритмом, ты делаешь силу грациозной и обладаешь способностью придавать предметам гибкость", - эти слова П. Кубертена (1966) можно в полной мере отнести к бальному танцу.

Таким образом, бальный танец сочетает в себе черты как спорта, так и искусства. Наряду с двигательными навыками, ловкостью, координацией движений большое значение имеет эстетическое впечатление, художественное содержание, воплощенное в танце исполнителем и передаваемое зрителю "В действии и ритме, свидетельствующих о совершенном владении пространством и временем, спорт приближается к искусству, которое создает красоту", - писал Р. Мэхью (1970). Автор считал, что красота спорта заключается в движении, которое создает красоту, этим она и отличается от "застывших" произведений живописи и литературы.

Единству музыкального и физического воспитания огромное значение придавалось еще со времен древней Греции. Так, Аристотель рассматривал феномен танца как телесную реакцию на эмоциональное состояние человека и соответственно показатель его психического здоровья. Он относил танец, наряду с речью и музыкой, к примарным (первичным) выразительным средствам человека, когда инструментом экспрессии является собственное тело [14].

Древнегреческие философы понимали музыку как своеобразную нравственную и интеллектуальную гимнастику. В своем трактате "Политика" Аристотель писал: "Важнейшими предметами обучения являются для греков: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование . ". Платон утверждал, что без помощи музыки гимнастика делает людей слишком грубыми и бездушными. Органическое же сочетание музыки и гимнастики позволяет государству, по мысли философа, воспитывать идеальных людей, гармонично соединяющих в себе духовное и физическое совершенство. Идеал воспитания для древних греков обозначался как "калокагатия" - совокупность высокоразвитых физических и духовных качеств. Это требовало развития психофизической соразмерности - сочетания силы, красоты и тренированности тела с духовным развитием и моральной чистотой.

Нам представляется важным отметить, что идеи древнегреческих мыслителей приобретают особую актуальность при организации процесса танцевальной деятельности в современной школе, воплощают гуманистические тенденции образования и воспитания личности.

В современной психологии формируется представление о танце не только как о виде искусства или форме социального общения, а как о средстве самопознания и самосовершенствования. Такое направление получило в западной литературе название "educational dance", что означает обучающий или воспитывающий танец. "Обучающий танец", если вкладывать в это понятие не овладение определенной танцевальной формой, а познание собственного тела, а значит самого себя (А.А. Михайлова, 1998). Данное положение реализуется в работах И.В. Курис (1989, 1996) по обучению элементам йоги и индийского танца в группах хореографии и пластики. Само понятие танца имеет здесь некий другой, более глубокий смысл, нежели современный термин "хореография", оно отражает скорее сущность его греческого корня ("chorey" - движение). Понятие танца имеет здесь широкий смысл и охватывает соматический, экспрессивный и социальный аспекты. Движение в данном случае рассматривается с точки зрения его интеграционных аспектов, используемых для достижения педагогических или терапевтических целей. Обучение бальному танцу является одним из важных факторов формирования творческих способностей учащихся. Танец развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, способствует развитию спонтанности и свободы движений, повышает умственную активность и работоспособность.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Исламская словесность. Художественная культура
В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие арабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, ...

Развитие готического жанра в истории литературоведения
Приступая к изучению исследуемой темы в истории английской литературы XVIII столетия, надо вспомнить, что Англия - послереволюционная страна, дальше других продвинувшаяся к тому времени по пути становления буржуазной действительности. Это ...

Деревянный Иркутск. Усадьба В.П. Сукачева
А.П.Чехов, проезжая через Иркутск по дороге на Сахалин, писал своим близким: «Из всех сибирских городов самый лучший – Иркутск… Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный.» Иркутский художественный музей – один из самых ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru