Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Архитектурное наследие народов Забайкалья

Статьи » Архитектурное наследие народов Забайкалья

Страница 3

Культовая архитектура представлена сооружениями различной конфессиональной принадлежности: буддийской – субурганы, сумэ, дуганы, дацаны; православной – часовни, церкви, соборы, монастыри, семинарии; католической – костел; мусульманской – мечеть; иудейской – синагога.

В 1706 г. на месте, где в 1653 г. был заложен Нелюдский острог, указом Петра I было разрешено открыть Успенский мужской монастырь. Царский указ был издан в ответ на челобитную сына боярского Никиты Варламова. Строительство поручалось «ему, Никите». Кроме того, он должен был «до смерти монастырь ведать и над ним расправу чинить». Вначале была построена деревянная Успенская церковь (1701), которая сгорела. В 1712 г. была сооружена каменная (колодная) Успенская церковь, сохранившаяся до настоящего времени. В церкви имелась особая камера – тюрьма, где содержались государственные преступники.

Строительство первых церквей в Чите относится к концу XVIII в. В 1766 г. построена первая деревянная церковь во имя святого архистратига Михаила, а к концу XIX в. церкви и молельни сооружались не только в городах, но и в крупных селах и казачьих станицах. В Чите, ставшей областным городом в 1851 г., к началу 20-х гг. XX в. действовали 22 церкви, в том числе костел, синагога и мечеть. Православные церкви, часовни строились при учебных заведениях, больницах, воинских частях, благотворительных заведениях. Забайкальская Епархия была открыта Высочайшим благоволением Императора Николая II по представлению Святейшего Синода в 1894 г.

В первой половине XIX в Бурятии действовали 34 дацана, из них 8 в Восточной Забайкалье. Их планировка и объемно-пространственная композиция отличаются от таковых, возводившихся в это же время ламаистских культовых сооружений Монголии, Тибета и Китая. В 1811 г. основан Агинский дацан. Двухэтажный соборный храм - один из первых бурятских каменных храмов. Строительство и отделка храма велись местными мастерами. Стилевая реконструкция архитектуры дацана производилась в конце XIX в. В 60-х гг. XIX в. началось строительство нового трехэтажного главного соборного храма Шигэмунин Сумэ, который отличался от предшественников внушительными размерами и трехступенчатым пирамидальным построением. В 1898 – 1899 гг. прошлого столетия в Чите была построена модель дацана. В отличие от Агинского и Цугольского дацанов первый каменный этаж не накрывался крышей с загнутыми углами, а завершался парапетом, украшенным темно-коричневым фризом, окаймленным сверху и снизу круглыми дисками.

Распространению православия в Забайкалье способствовало строительство в Чите миссионерского училища, а позднее в 1898 г. – Архиерейского дома с крестовой Андреевской церковью. Комплекс Архиерейского дома, миссионерского училища включал часовню, свечной заводик и формировал застройку северной стороны центральной площади Читы, получившей название Новособорной из-за закладки в 1899 г. и строительства Большого кафедрального собора Александра Невского, запроектированного в русско-византийском стиле. Читинский женский монастырь Пресвятой Богородицы был основан монахиней Павлой, прибывшей в Читу с сестрой Екатериной в 1886 г., на земле, пожертвованной священником Петром Царевским на окраине города. При монастыре были деревянная церковь в честь святой мученицы Александры и семи дев, освященная 30 мая 1889 г., церковно-приходская школа, библиотека. Одним из крупнейших на Забайкальской земле был Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. Он возник в 30-е гг. XIX в. Развалины монастыря находятся близ с. Урлук Красночикойского района. Обитель построена на выдолбленных в скальном цоколе каменных площадках, оформленных в искусственные террасы. Наиболее крупным сооружением монастыря был храм – Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1837 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее на сайте:

Архаринская группа петроглифов: датировка, образы и стиль
Петроглифы Западного Приамурья впервые, вероятно, предстали перед взглядом ученых в 1902 году. По информации краеведа Саенко, автора первой публикации об Архаринской писанице (1930 год), на реке Архаре побывала экспедиция, которая рядом с ...

Храм Афины Ники
В 448 г. по случаю Каллиева мира 449 г., закон­чившего войну с персами, было принято решение о постройке на Акро­поле храма Афине Победительнице (Нике), или, как его иначе называли, храма “Бескрылой Победы” (Ники Аптерос). Предложение бы ...

Своеобразие городской культуры на примере городской ярмарки
По мнению Б.М. Соколова, городская культура представляла собой "третий", "отщепенческий" культурный слой, находящийся в пространстве между культурой дворянства и крестьянства. Отсюда его маргинализм и неустойчивость; о ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru