Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Архитектурное наследие народов Забайкалья

Статьи » Архитектурное наследие народов Забайкалья

Страница 3

Культовая архитектура представлена сооружениями различной конфессиональной принадлежности: буддийской – субурганы, сумэ, дуганы, дацаны; православной – часовни, церкви, соборы, монастыри, семинарии; католической – костел; мусульманской – мечеть; иудейской – синагога.

В 1706 г. на месте, где в 1653 г. был заложен Нелюдский острог, указом Петра I было разрешено открыть Успенский мужской монастырь. Царский указ был издан в ответ на челобитную сына боярского Никиты Варламова. Строительство поручалось «ему, Никите». Кроме того, он должен был «до смерти монастырь ведать и над ним расправу чинить». Вначале была построена деревянная Успенская церковь (1701), которая сгорела. В 1712 г. была сооружена каменная (колодная) Успенская церковь, сохранившаяся до настоящего времени. В церкви имелась особая камера – тюрьма, где содержались государственные преступники.

Строительство первых церквей в Чите относится к концу XVIII в. В 1766 г. построена первая деревянная церковь во имя святого архистратига Михаила, а к концу XIX в. церкви и молельни сооружались не только в городах, но и в крупных селах и казачьих станицах. В Чите, ставшей областным городом в 1851 г., к началу 20-х гг. XX в. действовали 22 церкви, в том числе костел, синагога и мечеть. Православные церкви, часовни строились при учебных заведениях, больницах, воинских частях, благотворительных заведениях. Забайкальская Епархия была открыта Высочайшим благоволением Императора Николая II по представлению Святейшего Синода в 1894 г.

В первой половине XIX в Бурятии действовали 34 дацана, из них 8 в Восточной Забайкалье. Их планировка и объемно-пространственная композиция отличаются от таковых, возводившихся в это же время ламаистских культовых сооружений Монголии, Тибета и Китая. В 1811 г. основан Агинский дацан. Двухэтажный соборный храм - один из первых бурятских каменных храмов. Строительство и отделка храма велись местными мастерами. Стилевая реконструкция архитектуры дацана производилась в конце XIX в. В 60-х гг. XIX в. началось строительство нового трехэтажного главного соборного храма Шигэмунин Сумэ, который отличался от предшественников внушительными размерами и трехступенчатым пирамидальным построением. В 1898 – 1899 гг. прошлого столетия в Чите была построена модель дацана. В отличие от Агинского и Цугольского дацанов первый каменный этаж не накрывался крышей с загнутыми углами, а завершался парапетом, украшенным темно-коричневым фризом, окаймленным сверху и снизу круглыми дисками.

Распространению православия в Забайкалье способствовало строительство в Чите миссионерского училища, а позднее в 1898 г. – Архиерейского дома с крестовой Андреевской церковью. Комплекс Архиерейского дома, миссионерского училища включал часовню, свечной заводик и формировал застройку северной стороны центральной площади Читы, получившей название Новособорной из-за закладки в 1899 г. и строительства Большого кафедрального собора Александра Невского, запроектированного в русско-византийском стиле. Читинский женский монастырь Пресвятой Богородицы был основан монахиней Павлой, прибывшей в Читу с сестрой Екатериной в 1886 г., на земле, пожертвованной священником Петром Царевским на окраине города. При монастыре были деревянная церковь в честь святой мученицы Александры и семи дев, освященная 30 мая 1889 г., церковно-приходская школа, библиотека. Одним из крупнейших на Забайкальской земле был Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. Он возник в 30-е гг. XIX в. Развалины монастыря находятся близ с. Урлук Красночикойского района. Обитель построена на выдолбленных в скальном цоколе каменных площадках, оформленных в искусственные террасы. Наиболее крупным сооружением монастыря был храм – Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1837 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее на сайте:

Пути решения проблем и перспективы развития клубов
Первая из этих «болезней», во многом тормозящая решение того или иного человека провести свой досуг в клубе, — запустение и разор, царящие здесь. В громадном, подавляющем большинстве этих учреждений, особенно в сельской местности. Что и ...

Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры
Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, ...

Формационное своеобразие культуры Востока
К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ век ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru