Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Духовная культура эпохи Просвещения

Статьи » Духовная культура эпохи Просвещения

Страница 2

Локк отверг теорию божественного права монархии. Для лучшего обеспечения естественных прав человека необходимо, по его мнению, создание специального органа – государства. Локк – сторонник происхождения государства на основе общественного договора. Оптимальной формой государственного устройства он считал конституционную монархию и разработал теорию разделения властей – исполнительная власть, включая судебную, должна быть четко отделена от законодательной. Народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль Европы.

Локк разобрал эмпирическую теорию познания. Он отвергал существование врожденных идей, полагая, что все знания происходят от чувственного опыта (сенсуализма). Признание ощущения источником нашей мысли – огромное достижение Локка.

Идеалистическое направление в Английском Просвещении представлено Беркли и Юмом. Джордж Беркли (1685–1753) не принимал идеи материализма и обосновывал незыблемость религии. По его мнению, реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Это означало отрицание объективности реального мира и признание высшей духовной субстанции – Бога.

Давид Юм (1711–1776) – философ, историк, экономист, сформулировал основные принципы агностицизма. Признавая реальность окружающего нас мира, Юм отрицал возможность его познания. Этот взгляд он распространял и на духовную субстанцию.

Яркими талантливыми мыслителями представлено Французское Просвещение.

Особое место среди французских мыслителей 18 века занимает Жан Мелье (1664–1729), провозвестник материалистического мировоззрения. Священник, хорошо знавший жизнь народных низов, он подверг острой критике общественные отношения феодальной Франции и ее государственное устройство. Мелье считал тиранами тех правителей, которые путем обмана и насилия довели народ до нищеты. Мелье – активный противник частной собственности, в ней, утверждал он, начало всех социальных зол. Основой идеального государственного строя он полагал общинную собственность и обязательный для всех труд. По своим философским взглядам Мелье – материалист и атеист. Он признавал бесконечность материального мира, несотворимость материи и движения.

Имя Шарля Луи Монтескьё (1689–1755) – одно из первых в ряду просветителей, которыми гордится вся Франция. Аристократ по происхождению, он был советником, а затем президентом бордоского парламента.

Он понимал свободу, которую понимал как право делать все, что дозволено законами. Однако свобода достижима только там, где нет злоупотребления властью. Монтескьё предложил систему государственного управления и разделения властей: исполнительной, законодательной и судебной. Он выделял три формы государственного устройства: республику, монархию, деспотию, отдавая предпочтение конституционной и отвергая деспотию. Он полагал, что форма правления определяется размерами государства, т.е. географической средой. Монтескьё признавал существование Бога как разумного первоначала и творца мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее на сайте:

Организация театральных представлений
Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионис ...

Основные этапы изготовления изделий
Чтобы качественно выполнить работу, необходимо придерживаться следующей технологической последовательности: А) подготовка материалов, инструментов: - схема для плетения (приложение 2) - нитки лавсановые № 45 лл белого цвета, вываренные ...

Событийный ряд, как отражение сквозного действия
Событие – основная структурная единица сценической жизни, неделимая частичка действенного процесса. Подобно тому, как из частиц образуются вещества, из событий складывается событийный ряд. Как в «Беседах с коллегами» замечал Товстоногов: ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru