Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Духовная культура эпохи Просвещения

Статьи » Духовная культура эпохи Просвещения

Страница 4

Просветительское движение по своему социальному составу было широким: аристократы-дворяне, представители духовенства, служащие, торговцы, промышленники. В странах Европы просветительское движение не было одинаковым – оно зависело от социально-исторических условий страны и имело ярко выраженные национальные особенности.

2. Философия в эпоху просвещения развивалась в довольно благоприятных условиях.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т.д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека».

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и го неотъемлемыми, неотчужденными правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком.

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми.

В конце концов общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век», невозможен. Поэтому предполагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра» – говоря словами французских просветителей, – в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство, Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой Французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее на сайте:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru