Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Древние наскальные изображения Приамурья
К неолитическим наскальным рисункам "охотничьего" стиля относятся изображения лосей на седьмой плоскости Усть-цоронской писаницы. Это первое реалистически выполненные рисунки лосей на писаницах Приамурья. Два верхних лося переданы сплошными линиями по контуру из вишневой охры. Третья фигура лося нанесена сплошной заливкой по контуру бордовой охрой. По манере написания они близки друг другу, но, судя по цвету краски и технике передачи, нарисованы разными художниками. У фигур лосей изображены характерные для этого животного черты: отвисшая верхняя губа, приподнятая холка, приопущеная грудина; но такая наиболее существенная деталь, как подшейный клок, не указан.
Наскальные рисунки "степного" стиля. Специфической чертой писаниц этого стиля являются изображения антропоморфных фигурок цепочками, оградок, заполненных рядами округлых пятен, и систематизированных рядов, состоящих из округлых пятен. Хронология их выявляется на основании материалов жертвенников и стилистического сравнения между собой.
К наиболее ранним памятникам "степного" стиля относятся Урулюнгуй I. На ней нанесены оградка с вписанными по контуру антропоморфными фигурками, птицы, змееобразные существа, животное, систематизированные ряды округлых пятен и антропоморфные фигурки, расположенные поодиночке и цепочками.
Жертвенник Урулюнгуй I содержал три культурных горизонта. Первый, на основании найденных предметов, можно датировать не позднее середины I тыс. до н. э. Второй горизонт - керамика, орнаментированная мелкими отпечатками материи. Подобная керамика для бассейна Верхнего Амура характерна с середины IV тыс. до н. э. до середины П тыс. до н. э. Третий горизонт, по материалам, его формам и традициям обработки поданалоги только в комплексе вещей памятника Новопетровка II, датируемого IV - V тыс. до н. э. Этим временем можно датировать и памятник Урулюнгуй I.
Наскальные рисунки писаницы Урулюнгуй I по стилю написания находят близкие аналоги в памятниках Нортуй I и дровяной.
На писанице Цорон III представлены бессистемные скопления и систематизированные в прямоугольные очертания округлые пятна, животные, антропоморфные фигурки, бегущие поодиночке, друг за другом и расположенные цепочками, птицеобразное существо и сплошные линии.
На Цоронской писанице в отличии от Урулюнгуйской появляется новая манера: передача антропоморфных фигурок с выставленными вперед ухватообразными руками и антропоморфных фигурок, держащих в руках щиток или луки. Животные на писанице выполнены в прежней стилистической манере, только у некоторых овальными начертаниями добавлены головки. Они расположены поодиночке и попарно.
Итак, рассмотрев писаницы таежной зоны Приамурья эпохи неолита и раннего металла, мы установили, что по стилистическому написанию и тематике сюжетов, начиная с раннего неолита, они четко делятся на два стиля - "таежный" и "степной". Не позднее конца неолита в "таёжной" стиль вклинивается свежая стилистико-тематическая волна. С этого момента "таежный" стиль разделен нами на "охотничий" и "оленный". Если стилистические особенности памятников "оленного" стиля имеют связующие звенья с ранними наскальными изображениями таежной зоны Приамурья, то писаницы "степного" и "охотничьего" стилей, несмотря на своё широкое территориальное распространение, таких связующих звеньев не имеют. "Охотничьи" писаницы своими корнями уходят в неолит и глазковское время Прибайкалья, а корни происхождения памятников "степного" стиля остаются пока загадкой.
Прочее на сайте:
Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработке представления
Событие, выбранное режиссёром для сценарной разработки, должно быть изучено им в мельчайших подробностях.
Архитектоника представление – внутренняя конструкция, каркас, набор элементов, необходимых для создания сценарно-режиссёрской разра ...
Волновая динамика кальтурно-исторического процесса и кризис современной циилизации
Социальная ситуация рубежа 20–21 столетий высветила проблему динамики культуры, которая переживает острый кризис, порожденный переходом общества от индустриального к постиндустриальному развитию. Цикло-волновой подход к анализу культурно- ...
Архитектура древнего Новгорода
Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим пред ...