Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Древние наскальные изображения Приамурья
Эталоном писаниц для поздненеолитического этапа таежной зоны Приамурья является памятник с р. Геткан. Он сохраняет всё ранненеолитические традиции в изображении некоторых животных, но содержанию его гораздо шире и своеобразное. Многие животные выполнены довольно реалистично. Одни из них стоят в спокойной позе со вскинутыми головами, другие как бы поднимаются в гору. Сохранились ещё традиции изображения животных с параболоидными головами. На одной из плоскостей изображение животного полностью котирует рисунок на базальтовой плите, которую перекрывал культурный слой нюкжинского жертвенника. Но на Гетканской писанице в изображении животных уже четко прослеживается и новая тенденция.
Появляются изображения животных с клинообразными головами, без выделения шеи, и животные, нарисованные сплошной линией. У последних эллипсовидные головы на тонкой шее высоко вскинуты, туловище обозначено сплошной горизонтальной линией, четыре длинные ноги расположены перпендикулярно к туловищу.
На Гетканской писанице появляются и совершенно новые образы - символ вселенной в виде круга с вписанным крестообразным начертагаем, с рогами оленя, свернутые в клубок змеи. Изображения людей тоже представлены гораздо шире и разнообразнее. Выполнены они тремя видами техники: сплошными и контурными линиями, а также заливкой внутри контура краской. Все человеческие фигуры, как и в более раннее время, показаны в фас и в профиль.
Все изображения людей на этой писанице представлены в движении: они преследуют зверя, танцуют, взявшись за руки, или совершают магические обряды. Многие из них не просто люди, а духи или боги, которые своей пляской и молитвами добывают счастье людям. У них трехпалые руки разведены в стороны, округлые головы окружены небольшими черточками, у всех указаны фал осы.
В позднем неолите в наскальное искусство Приамурья вписывается новая стилистико-тематическая тенденция, которая прослеживается вплоть до рубежа нашей эры. С этого времени в таежных писаницах существуют два стиля. Во П тыс. до н. э. они более четко оформились. В дальнейшем мы их будем называть «оленеводческими» и «охотничьими» - по хозяйственным укладам, которые отражены в рисунках. «Оленеводческие» писаницы расположены в среднем течении Олёкмы и по левобережным притокам Амура, «охотничьи» - в бассейне Шилки и в верховьях левых притоков Аргуни.
«Оленеводческие» писаницы сохраняют неолитические традиции в написании животных и антропоморфных фигурок, но сюжеты развиваются, в них появляются оленеводческие сцены. Наибольший интерес среди «оленеводческих» писаниц представляют наскальные рисунки, обнаруженные ниже устья р. Укурума на левом берегу Олёкмы, выполненные ярко-красной охрой. По стилю написания, цвету краски и сохранности наскальные изображения Олбкмы можно отнести к одному времени.
На «оленеводческой» писанице изображены человеческие фигуры, лодки, животные, люди, едущие на животных и ведущие их на поводу. По богатству сюжета эта писаница гораздо выразительнее предшествующих неолитических изображений. На ней отражено возникновение животноводства.
По стилю изображения животных и людей четвертая группа рисунков Средненюкжинской писаницы отличается от олёкминской, но по сюжетам они близки. На обеих писаницах показаны сцены оленеводства. Сближает их и обнаруженный одновременно материал из культурных слоев жертвенников. Следовательно можно говорить о том, что рассмотренные нами писаницы по времени близки друг к другу. Их можно датировать концом II - началом I тыс. до н.э.
Прочее на сайте:
Мамонтовский период
В 1889 году Врубель уезжает в Москву, где познакомился с С.И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В.А. Серов, И.И. Левитан, К.И. Коровий, В.М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число п ...
Традиции Востока и Запада
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только ...
Графическая песнь Амвросия Ждаха
Он родился в городе Очакове, достиг вершин искусства. Он не был любимцем капризной судьбы, но стал вечным жителем в царстве мук. Его жизнь была внешне однообразной и бесцветной до трагизма, но его творчество стало золотой страницей нашего ...