Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древние наскальные изображения Приамурья

Статьи » Древнее искусство народов юга Приамурья » Древние наскальные изображения Приамурья

Страница 1

Писаницы Нижнего Амура Окладников делит по стилю и содержанию на две хронологические группы:

архаическую, древнейшую;

более позднюю, мохескую.

Основная масса рисунков принадлежит к первой группе архаической, в полной мере первобытной. Все эта древнейшие изображения выполнены техникой выбивания или, как иногда пишут археологи, «точечной ретушью».

Архаическая группа петроглифов Нижнего Амура, в свою очередь, разделена Окладниковым на четыре фазы. К первой, мезолитической, фазе отнесены примитивные по технике исполнения и стилю фигуры лосей, быков, лошадей, лесных птиц, личины нарицательного типа и череповидные. Вторая фаза - расцвета неолитической культуры - представлена скульптурно трактованными личинами и личинами со сложными изображениями геометрических заполнений их внутреннего пространства. Датированы они путем стилистического сравнения со сходными изображениями на сосудах из Вознесеновки и Малышеве Третья фаза характеризуется усилением орнаментализирующих тенденций и развития абстракт ности. Кроме исполненных в такой манере личин, к ней отнесены и изображения лосей с орнаментным заполнением. К четвертой фазе отнесеы вырезанные ные личины, датированные рубежом нашей эры.

Мохэскую и группу рисунков Окладников делит на три неоднородных комплекса. «В первую стилистическую группу из всей массы резных рисунков можно выделить изображения животных с круто выгнутыми «кошачьим» туловищем, заполненным внутри поперечными полосами. Рисунки второй группы обнаруживают противоположную тенденцию. Существо её в стремлении передать форму теле животного не округлыми, с прямыми линиями . И, наконец, в третий стилистический комплекс подходят самые простые, примитивные изображения типа граффити: всадники, линейные человечки-прутики, женский символ.» Далее автор отмечает, что в стиле и технике рисунков, а также в их содержании много общего: изображены в основном лодки, всадники, схематически трактованные животные. Такое единство содержания может свидетельствовать о непрерывности как формальной, так и смысловой.

С учетом возраста обнаруженных недалеко от писаниц поселений (они относятся к I тыс. н.э.), техники и стиля нанесения рисунков Окладников относит вторую группу рисунков также к началу I тыс. н.э.

Сопоставляя данные археологических раскопок, мифологии и этнографический материал, Окладников приходит к выводу, что древние художники Сака-чи-Аляна - это предки некоторых малых народов, проживающих на этой территории.

Второй район писаниц Верхнего Приамурья - расположен ниже слияния реки Шилки и р. Аргуни - был обследован автором в 1964-1972 гг. материалы исследований опубликованы в нескольких статьях и совместной монографии с А.П. Окладниковым.

Писаницы верхнего Приамурья расположены в долине Верхнего Амура, в бассейне Нюкжи, в среднем течении Олёкмы и в верховьях Зеи и Гилюя. Они резко отличаются от петроглифов Прибайкалья, Забайкалья» Нижнего Амура, северовосточной части Дальнего Востока и, в свою очередь по стилю и содержанию относятся к двум локальным регионам. В первой входят памятники, расположенные 1 долине Верхнего Амура и по р. Арги (приток Уркана), во второй - находящейся в среднем течении Олдкмы и в бассейне рек Нюкжи, Гилюя и Зеи.

Рисунки в первом нанесены красной охрой на отвесные плоскости скал. Выполнены сплошными контурными линиями, а также сплошной заливкой по контуру краской. В основном на писаницах изображены различные сцены, в которых действуют антропоморфные, зооморфные и змееобразные существа. Композиции небольшие: они состоят обычно из двух-трех фигур и изображают, например, борьбу змееобразных существ с зооморфными; зооморфное существо, глотающее шар, состоящее в окружении "драконови с раскрытыми пастями; лодки с человеческими фигурками, нарисованными в виде стерженьков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее на сайте:

Главные герои, образы, их характеристики
В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять картин. I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу. II действие.4 картина – светлый мир любви, венчание.5 картина – ужасная сцена вражды и смерти ...

Живопись
Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живо ...

Готические «тусовки»
Если опираться на особенности готического мировоззрения, то можно сделать вывод, что готу положено любить одиночество, сторониться больших шумных компаний и т. д. И тем не менее – посещение «готических» сборов – занимает весомое место в ж ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru