Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Культура Древнего Египта как пример древневосточного типа культуры

Статьи » Древневосточный тип культуры » Культура Древнего Египта как пример древневосточного типа культуры

Страница 2

Власть фараона была абсолютна и непререкаема. Он мог во мгновение ока сделать раба вельможей и вельможу рабом (библейская история об Иосифе Прекрасном), он повелевал стихиями и заботился о всех людях. В этом свете вовсе не пустым бахвальством выглядит посмертное перечисление добродетелей фараона Рамсеса III: «Я строил крепости на границах, я усмирял нубийцев, я ловил крокодилов в Ниле, я утешал плачущих вдовиц, я кормил голодных». Действительно, простой человек не мог бы успеть все это сделать. Иное дело фараон у которого весь Египет – продолжение его божественных рук. Полчища чиновников, свято веривших в то, что ими и через них действует сам земной бог, вершили вместе со всем народом эти дела. А на поверку оказывалось, что вершил их сам божественный царь.

Сама фигура фараона не появилась внезапно, из пустоты, а была закономерным и логичным продолжением фигуры царя – жреца поздней первобытности. Ведя свое происхождение от фигуры царя – жреца, фигура фараона в древнеегипетской культуре унаследовала из первобытности и некоторые его функции. Он выступает как стяжка, концентрированость божественного на земле, как посредник между земным и божественным. Наго власть не только земная как персонифицированное государство, но и магическая. Фараон – это земное воплощение божественного могущества, он даже более божественен, чем зверовидные боги Египта. «Власть фараона распространяется не только на страну и подданных, но и на явления природы. Существовали специальные обряды, изображавшие фараона повелителем стихий. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с приказом начать разлив. Он так же начинал пахоту, он срезал первый сноп нового урожая».

Верховный властитель почитается таковым не за свои заслуги, не за свое мужество и силу, как это было в европейском средневековье, а как воплощение божественного величия. Это величие отчасти наследуется по крови, но в основном приходит из вне, как особое мановение, действие богов. Фараон воплощается, становится богом в обрядах инициации, посвящения. А раз возможно воплощение, то становится возможным и развоплощение, переход божественного величия на другого человека.

Разумеется, в своей повседневной жизни египтяне вовсе не обязательно соотносили каждый свой поступок с фараоном. Однако то, что выделялось и фиксировалось сознанием в качестве важного и существенного, так или иначе, прямо или косвенно было замкнуто на божественного царя. И уж конечно, вся официальная жизнь Египта была жизнью фараона. Египет, как впрочем и все другие древневосточные государства, был страной – обителью, страной – домом своего божественного царя, и был, конечно, в центре мира, а все остальные страны были на периферии мироздания. Руками тысяч строителей царь строил храмы, руками тысяч воинов покорял другие народы, устами тысяч жрецов прославлял своих божественных родителей. Через своих чиновников фараон мог заглянуть во все уголки жизни страны. Поразительно, но на поверку египетские свободные люди практически не отличались в своем статусе от рабов. Они (люди) были объединены в рабочие десятки, которые фараон с легкостью перебрасывает из одного места в другое. Семья у египтян практически отсутствует: питание и одежду все египтяне получают из хранилищ фараона, питаются в общественных «столовых», нормы питания строго регламентированы. Даже если допустить, что египетские рабы удерживались в повиновении силой, то рассмотрев вооружение египетского война, состоявшее из короткого меча и тростникового щита, легко понять, что раб, взявший кухонный нож, будет вооружен ничуть не хуже воина египтянина. Удивителен другой факт, описанный в Библии: Авраам посылает своего раба искать невесту для своего сына Исаака. И вот раб, снабженный деньгами и подарками для будущей невесты Исаака, то есть с достаточно крупной суммой денег, вовсе не бежит от своего господина, а наоборот, старательно выполняет поручение и возвращается в «ненавистное» рабство. Значит рабство удерживалось не столько силой меча, сколько силой сознания, менталитетом того времени.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Архитектура в период феодальной раздробленности
Со смертью князя Ярослава в 1054г. строительная деятельность в Киеве не прекратилась, но преемники князя отказались от возведения таких колоссальных многоглавых городских соборов, как Десятинная церковь и София Киевская. С большим рвением ...

"Оливетти"
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти в 1908 году, впервые получила известность в Ломбардии и Пьемонте, когда на Туринской промышленной выставке 1911 года "М-1" была отмечена медалью. В аттестате отмечалось удобство ...

Диффузионистское направление
Общая характеристика. Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении ку ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru