Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнеегипетская культура

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Древнеегипетская культура

Страница 1

Притягательная оригинальность культуры, отразившей своеобразие истории Древнего Египта, несла на себе печать ранних классовых отношений, зародившихся и вызревших в регионе. Изолированность географического положения долины Нила, особый климат с безжалостным солнцем летом и благодатным теплом зимой, соседство губительной пустыни, мощь объединенных усилий людей создали неповторимый образ этой культуры.

Давно отмечены традиционализм и особый консерватизм всех сторон жизни древнеегипетского общества. Египтяне ценили неизменность привычному, бережно хранили раз содеянное. Но это не означает абсолютного игнорирования нового, творческих поисков. Соединение традиционного и новаторского получило своеобразное выражение в том, что само творчество воспринималось как совершенствование образцов. Подобное восприятие творчества было благодатной почвой для высочайшего мастерства и создания всевозможных канонов.

Наиболее почитаемыми были: бог солнца Ра, центр которого находился в Гелиополе; бог-творец Птах, центром культа был Мемфис; в Фивах почитался Амон. По мере политического возвышения Фив бог Амон становился общеегипетским и принимал функции бога Ра, с которым позднее и слился, получив двойное имя Амон-Ра и почитался как создатель мира и покровитель царской власти.

Огромное количество богов и богинь, перепутанность их функциональных обязанностей приводили к необходимости упорядочить пантеон и определить отношения между богами. Наибольшей популярностью пользовались две версии, созданные жрецами Гелиополя и Мемфиса.

Гелиопольская версия утверждала, что сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос, из него появился бог Атум (позднее ставший Ра). Бог Атум-Ра из себя создал пару богов – Шу (воздух) и его жену Тефиут (влажность), от них родился Геб (бог земли) и Нут (богиня неба), которые были родителями Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.

По версии жрецов Мемфиса, прародителем и изначальным божеством был Птах, создавший при помощи слова мир богов и людей. Боги в дальнейшем группировались в семьи, состоящие из бога-отца, бога-матери, бога-сына: Осирис – Исида – Гор; Птах – Сохмет – Нефертум; Амон – Мут – Хонсу и т.д.

Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс (лев с человеческой головой), имеющий портретное сходство с фараоном. Власть фараона была абсолютной и всеобъемлющей, все его распоряжения принимали характер безусловного повеления. Фараон-бог имел свой культ: храмы, штат жрецов, особые жертвоприношения. Царь выполнял важнейшие религиозные обряды, имел право входить в святилище бога, а жрецы действовали как бы от его имени. Распространенный священный церемониал: падение на живот перед царем. целование земли у его ног, запрет произносить имя – все это оформляло культ фараона.

Концепция обоготворения царя стала широко распространяться с Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.), с установлением III династии, основателем которой был Джоссер. Это был период укрепления общеегипетского культа. Уже при фараонах I–II династий царские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но и те, и другие представляли один и тот же вид мастабы. Теперь же, чтобы подчеркнуть прямую причастность фараона богу, его погребение получает принципиально иное решение – воздвигается пирамида. Первым был фараон Джоссер. Архитектор Имхотеп, который был обожествлен как сын бога Птаха, стал увеличивать надземную массу не по горизонтали, а по вертикали: усыпальница стала расти вверх. При пирамиде были построены заупокойный храм и маленькие храмы, где жрецы совершали церемонии в честь бога-человека – фараона. Номархи возводили свои усыпальницы рядом с пирамидой, но меньших размеров, архитектурно выражая свою преданность и подчиненность владыке. Наиболее величественные пирамиды были воздвигнуты фараонами IV династии: Хуфу (Хеопс по-гречески), Хафра, Менкаур.

Фараоны V династии ухе не воздвигали столь мощных, монументальных пирамид. Функция гробницы переносится на храм, теперь он символизирует мощь царской власти. Росписи храмов этой поры часто содержат сюжет: богиня кормит грудью фараона. Именно в это время возникают так называемые солнечные храмы, важнейшим элементом которых был обелиск – символ солнца, перед ним воздвигался огромный жертвенник. Концепция божественности фараона отныне обосновывается не гигантскими сооружениями погребального культа, а новыми, идеологическими средствами: идеей прямого происхождения фараона от верховного бога Ра, который объявлялся отцом царствующего фараона. Папирус Весткор содержит сказание о фараоне ГУ династии Хуфу. Здесь говорится, что жена одного из жрецов зачала от бога Ра и родила трех сыновей, основателей новой династии. Яркое свидетельство религиозной санкции смены династий. Эта традиция сохранялась и развивалась долго, и еще в эпоху Среднего царства (XI–XVIII вв. до н.э.) фараоны XII династии именовались «сын Ра от плоти его». Свое божественное происхождение фараоны стремились подчеркнуть и внешним видом: на голову царственного ребенка надевался специальный обруч, который деформировал голову, заставляя череп принимать удлиненную форм.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Литература
Литература Византии опиралась на тысячелетние традиции древнегреческой литературы, на всем протяжении истории Византии сохранявшей значение образца. Вместе с тем уже ранневизантийской литературе присущи новые художественные принципы, тема ...

Врачевание предполисного периода
Предполисный период долгое время назывался “гомеровским”, так как вплоть до XIX в. (когда на территории древней Греции начались систематические археологические исследования) основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одисс ...

Рафаэль
Все итальянское искусство 15-16 вв. в самой своей сущности проникнуто гармонией, грацией, чувством меры; разум и логика главенствуют в нем над чувством, смиряют самые безудержные порывы. И есть художник, при этом из самых великих во всей ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru