Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Создание музейных экспозиций

Статьи » Дом-музей Хлебниковых » Создание музейных экспозиций

Страница 2

Среди фамильных документов, представленных в экспозиции, отметим приказ о назначении В.А. Хлебникова директором Астраханского заповедника и "свидетельство" сестры Красного креста Е.Н. Вербицкой, матери поэта.

Из семейных реликвий отметим чашку Велимира, подаренную им матери, тарелку с фамильным гербом рода Хлебниковых, подлинные художественные работы детей (Веры – "Портрет отца", Велимира – "Гипсовая маска" - работа, которую написал четырнадцатилетний мальчик, Александра – "Матрос с Потемкина").

А вот деревянное блюдо с выжиганием и росписью Александра Хлебникова (Шуры), младшего брата поэта. Он не только прекрасно рисовал, но и изучал птиц и рыб Астраханского края, был военным изобретателем. Он мог бы стать известным ученым, если бы он не пропал без вести на гражданской войне. В музее хранятся копии его чертежей, несколько подлинных орнитологических зарисовок.

А у Веры Хлебниковой (младшей, любимой сестры поэта) столько рисунков, акварелей, живописи, что им пришлось отвести два зала.

Здесь, в родительском доме, Вера Владимировна провела восемь лет (1916-1924), приехав сюда уже сложившимся мастером-живописцем, прошедшим школу знаменитых художников Юона К.Ф. в Москве, Я.Ф. Ционглинского в Санкт-Петербурге и Кес Ван Донгена в Париже.

Небольшие размеры зала не позволяют ввести в него крупные художественные полотна, созданные художницей в этих стенах. "Русалка", "Старое и молодое", "Путь художника" представлены в выставочной половине музея. А в этом зале семейного мемориала собраны лишь эскизы к ним, рисунки астраханского периода: "Астрахань. Кутум", "Девушка с лебедем", "Свободная торговля", "Орфей в аду" и четыре юношеские акварели Веры, с которыми по семейной легенде, Велимир никогда не расставался.

Интересны личные вещи художницы: японская гуашь, ее этюдник, камея и пресс-папье, привезенное из Италии: оно изготовлено из застывшей лавы вулкана Везувия, детский локон.

Духовная близость Велимира и Веры, сходство мироощущения поэта и художницы – основной лейтмотив поэта и художницы третьего зала. подтверждение этому – репродукция с акварелей Веры и поэмы Велимира "Лесная тоска", в которых поражает удивительная гармония воплощенного в цвет поэтического звука, копия письма поэта к своей сестре: "Веринька, заинька! Ау! (…). Если я пишу сегодня не так свободно, то мой слог разбужен лучами и твоими письмами".

Эта комната носит название "Комната Велимира", где целая стена, исписанная его стихами. Это не случайная задумка: нужно, чтобы каждый входящий сюда мог причаститься стихами поэта уже в музее:

"Когда умирают кони – они дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни".

Всего четыре строчки, а какое глубинное философское содержание! Недаром ведь говорят: "Краткость - сестра таланта".

В "Зале Велимира" - глаза разбегаются! Столько здесь редкостных экспонатов: личные вещи поэта – галстук, подаренный Маяковским, книжечка стихов Уолта Уитмена, две деревянные фигурки из Сергиева Посада, ручка, карандаш да еще железный сундучок (военный), где хранятся рукописи Велимира Хлебникова.

С этой комнатой связан астраханский период жизни поэта (1911-1919 гг.). Побывав в ней, поэт Рюрик Ивнев вспоминает: "Здесь была какая-то особенная тишина, точно комната была вырвана из города и переброшена в безлюдную пустыню".

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Научное обоснование арттерапии
Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. Первые попытки научног ...

История развития библиографоведения
В библиографоведении представлены разные варианты периодизации развития науки. В основе при этом предполагаются разные признаки: общеисторическая периодизация, развитие технологий, активность развития науки. Между тем история развития би ...

Джио Понти
Индивидуализация концепций дизайна с течением времени углубляется. В отдельных случаях эта последовательная индивидуализация принимает столь резкий характер, что нам уже чрезвычайно трудно, почти невозможно сопоставить "дизайн", ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru