Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Создание музейных экспозиций

Статьи » Дом-музей Хлебниковых » Создание музейных экспозиций

Страница 1

Чувство истории ощущается уже в Первом зале музея, в центре которого посетители видят родословное дерево. Предки Велимира – думные гласные купцы, судовладельцы, ученые. Его прадед, Иван Матвеевич Хлебников, - первый потомственный гражданин Астрахани в своем роде. Дядя Харлампий Николаевич – губернский предводитель дворянства, а сын Харлампия Николаевича – Петр Харлампиевич – автор книги о старой Астрахани, из которой Велимир мог почерпнуть ценные сведения для поэмы "Хаджи-Тархан". Читал он и ученый труд своего дяди Петра Алексеевича – профессора Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии, оставил в нем свои пометки.

В экспозиции первого зала введены редкие, в большинстве своем нетиражированные фотографии из семейного альбома Хлебниковых (деда, бабушки, братьев и сестер поэта, астраханской и петербургской родни). Здесь же литографии и открытки с видами сторон Астрахани, снимки, связанные с благотворительной и научной деятельностью Хлебниковых (Николаевский детский приют, дом Петровского общества исследователей Астраханского края, карта Астраханской губернии, принадлежавшая отцу Велимира, фотография фамильного склепа – усыпальницы предков, копии фамильных документов: "Дело купца Ивана Хлебникова" (прадеда) о присвоении почетного гражданства, выписки из жандармского протокола о взятии Владимира Хлебникова Алексеевича (отца) под негласный надзор полиции, свидетельство о крещении Виктора Хлебникова и другое.

Все Хлебниковы – потомственные граждане города Астрахани, и не случайно: сколько доброго и полезного сделали они для нашего города!

Хорлампий Хлебников содействовал построению железной дороги Царицын-Астрахань, а сын его Петр написал книгу "Астрахань в старые годы". Лаврентий Хлебников уговорил купцов бросить в разбушевавшуюся Волгу мешки с мукой и спас город от наводнения.

А Владимир Хлебников, отец поэта, открыл первый в России государственный заповедник в дельте Волги, сохранив для потомков уголок первозданной астраханской природы. Ну, а Велимир Хлебников ввел нашу Астрахань в мировую литературу произведениями с астраханской тематикой. Это "Еспр", "Николай", "Охотник Уса-Гали", "Астраханская Джоконда", и особенно поэма "Хаджи-Тархан" - темы Астрахани, и уникальной истории и природе.

Из "Комнаты предков" мы попадаем в "Гостиную". Идея второго зала – рассказ "О семье", о разнообразных интересах членов семьи Хлебниковых. В ней удивительного много сохранилось с того времени, когда здесь жили Хлебниковы: "родной" паркет из темного дуба, лепнины на потолке, красивые изразцовые печки "голландки".

В зале представлены фамильная библиотеке, в которой собраны книги на пяти языках. Эта семейная библиотека свидетельствует об интеллекте и широт кругозора ее владельцев. В ней соседствуют книги по орнитологии, лесоведению, биологии, математике, географии, психологии, анатомии, биологии, астрономии. На отдельном стенде собраны печатные труды Владимира Алексеевича Хлебникова, самый значительный из которых – "Список птиц Астраханской губернии", а под ним красочное свидетельство о награждении ученого Большой серебряной медалью за коллекцию птиц Астраханского края.

Своим сыновьям он тоже прочил "ученую карьеру", надеялся, сто они заменят его. В экспозиции мы видим систематический каталог птиц С. Лаврора, где есть упоминание о коллекции, собранной Владимиром и журнал "Природа и охота с совместной статьей братьев Хлебниковых об их орнитологической экспедиции на Урал". Рядом – подлинные зарисовки птиц и животных, сделанные Александром Хлебниковым.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Акрополь в последующие эпохи
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом ...

Математика и естественные науки
В Византии общественный престиж математики был значительно ниже риторики и философии. Византийская математика в 4 – 6 вв. сводилась, прежде всего, к комментированию античных классиков: Феон Александрийский издавал и толковал сочинения Евк ...

Принципы художественного творчества в традиционных культурах Китая и Японии
Ансамблевость – творчество не обладает идентичным характером. Стихосложение – рэнга - поэты собираются на встречи, у них нет общего плана. Один произносит три строчки (зима, снег) фиксирующие статическое состояние. Следующий должен опират ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru