Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Афинский Акрополь, Парфенон

Статьи » Афинский Акрополь, Парфенон

Страница 1

Афинский Акрополь – громадный (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), выступающий из земли скалистый отрог – издавна, с микенских времен, являлся средоточием святынь, которым всегда поклонялись жившие возле него люди. Здесь также помещался дворец местного царя (мегарон), под защитой крепостных стен Акрополя находили убежище жители во время нападения врагов. В годы архаики на нем высились, как известно, величественные храмы, подобные Гекатомпедону, и стояли замечательные красочные изваяния девушек. У склонов этой почитавшейся афинянами святыни располагалась рыночная площадь – агора с монументальным храмом Тезея (или Гефеста), театр и много других общественных сооружений.

Во времена архаики и классики на Акрополь входили с запада, более древняя лестница с севера постепенно разрушилась и перестала функционировать. Поверхность Акрополя – сплошной, без земляного покрова камень-скала, с пробивающейся сквозь трещины редкой растительностью. Персы, захватившие в 480–479 гг. до н.э. Афины, разрушили на Акрополе все, что составляло гордость эллинов в эпоху архаики, – храмы, статуи, другие святыни. Все лежало в руинах, говорит об этом древнегреческий историк Геродот, прозванный «отцом истории».

Работы по реконструкции Акрополя начались после 479 г. (битва при Платее в греко-персидской войне), при Фемистокле ремонтировали, пишет Фукидид, крепостные стены, при Кимоне укрепляли восточную стену и строили новую южную. Однако все это были лишь эпизодические работы, пока в 449 г. до н.э. не утвердили, сообщает Плутарх, план афинского стратега Перикла по восстановлению всего комплекса Акрополя. В течение второй половины V в. до н.э. на Акрополе кипело строительство: с 447 по 438 г. до н.э. воздвигали Парфенон, в 437 г., до н.э. закладывали новые Пропилеи, в 421 г. до н.э. строили храм Ники Аптерос, а с 421 по 404 г. до н.э. – Эрехфейон.

Пропилеи – ворота на Акрополь – представляли собой глубокий сквозной портик. Построенные архитектором Мнезиклом, они состояли из трех частей: крытых глубоких ворот, образующих пять разделенных колоннами проходов, примыкавшей с севера пинакотеки (хранилище произведений живописи) и уравновешивавших ее с юга небольшого здания и храма Ники. По четырем боковым проходам шли в дни праздников и посещений святыни пешие афиняне, по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных.

Из-за Пелопоннесской войны строительство Пропилеи в 432 г. до н.э. прервали, и лишь в 421 г. до н.э., во время Никиева мира, ворота были окончены. Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи были равновеликими и вся постройка симметричной. Но в 421 г. до н.э. возле южного крыла Пропилеи возвели храм Ники, и поэтому эта часть Пропилеи стала более легкой, чем северная.

Впервые в эллинской архитектуре оказались совмещенными в одной постройке два различных ордера. Пропилеи открывались глазам подходящего к ним человека торжественными и внушительными дорическими колоннами. Но, попав под кровлю ворот, эллин оказывался среди опор изящного и легкого ионического ордера. Более того, в пределах дорического ордера Пропилеи Мнезикл использовал два размера колонн – массивные в центре и легкие, небольшие по бокам.

Снизу из города к Пропилеям вел пандус (наклонная площадка, служащая для подхода к расположенному над цоколем здания парадному входу). В самом широком проходе Пропилеи виднелась статуя Афины Промахос, Воительницы.

Работами на Акрополе руководил скульптор Фидий. На всем лежит отпечаток его гениального расчета и тонкого художественного чутья.

В основе композиции Акрополя лежала не симметрия, но перекрестное равновесие объемов, и в этом нетрудно заметить сходство с пластическими принципами того времени, в частности с хиазмом в статуях Поликлета. В западной части тяжелые здания Пропилеи располагаются слева, а легкий храм Ники – справа. В восточной же – крупная масса выражена на правой стороне Акрополя объемом Парфенона, в то время как слева высится изящный ионический Эрехфейон. Ощущение равновесия архитектурных объемов и соответствия асимметрических масс друг другу приходит не сразу, но в процессе движения человека по Акрополю и созерцания им построек.

Иктин и Калликрат, работавшие вместе с Фидием по воздвижению Парфенона, несомненно, учитывали новую систему равновесия асимметрических архитектурных объемов. Именно поэтому они расположили Парфенон не рядом с еще остававшимися руинами фундаментов Гека-томпедона, т.е. прямо против Пропилеи, но намного южнее, чтобы объем здания воспринимался не по-архаически, с фасада, но с угла, и оказывались видимыми западная и северная его стороны. Так постепенно в классический образ входила сменявшая иллюзорную двухмерность архаики трехмерность, проявлявшаяся также и в скульптуре (у Дорифора и особенно у Диадумена Поликлета чувствовалось отклонение от былой фронтальности куросов). Весьма важно, что для решения этой художественной проблемы афиняне не остановились даже перед весьма дорогостоящей, трудоемкой подсыпкой холма с южной стороны Акрополя. Более чем на половину Парфенон стоит на искусственном, хорошо укрепленном основании. Так, несколько наивная простота архаической расстановки зданий вдоль священных дорог (Цестум, Олимпия, Дельфы) уходила в прошлое, сменяясь более сложными гармоническими принципами архитектурного ансамбля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Научно-книговедческая парадигма в библиографии
Отечественная библиография развивалась под значительным влиянием западноевропейской культуры. Это объясняется тем, что книгопечатание в странах Западной Европы началось раньше, чем в России, а Россия имела развитые связи с культурами Евро ...

Статус библиотеки и библиотечной профессии в обществе сегодня
В душе библиотекаря и в его деятельности органично соседствуют прошлое и настоящее. Она распространяет накопленное за годы, а то и за столетия, но вынужден постоянно держать руку на пульсе современной жизни, следить за быстро текущей дейс ...

Культура как общечеловеческое достояние
Первое, что приходит на ум при попытке толкования слова «культура», — ее понимание как совокупности достижений общества в результате материального духовного развития. Однако культура — это не только результат, но и сам процесс сознательно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru