Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении

Статьи » Детское чтение, как педагогическая проблема » Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении

Страница 2

Л.Н. Толстой утверждал, что сам подход к книжному познанию станет действенным лишь тогда, когда обучающийся поймёт его смысл и увидит в нём средство, пригодное для жизни. Формальное умение читать, по мнению Толстого, не составляет ещё умения работать с книгой. Важно научиться понимать прочитанное, самостоятельно осмысливать его и связывать знания с жизнью. Лев Николаевич отмечал, что в детях необходимо с ранних лет пробуждать и целенаправленно формировать способность сопереживания. Именно на способности людей «заражаться» чувствами других основан воспитательный потенциал искусства [28, с.115 –117].

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого блестяще подтвердила, что великий писатель не только теоретически, но и практически показал, как находить новые пути в педагогике детского чтения, сближать теорию с практикой, воспитывать творчески грамотного читателя [28, с.118].

Николай Фёдорович Бунаков – один из видных представителей демократического направления в русской педагогике второй половины XIX века. Он отдал много сил борьбе за развитие и совершенствование начальной народной школы [11, с.429].

Открытие собственной народной школы было заветной мечтой Н. Ф. Бунакова. Он приобрёл имение в Петино, в двадцати километрах от Воронежа, построил и открыл здание для школы.

В результате огромной работы Н. Ф. Бунакова в Петинской народной школе училась преобладающая часть крестьянской детворы. Н. Ф. Бунаков отмечал, что школа должна удовлетворять интересы и потребности народных масс[11, с.434].

Многолетняя работа Н. Ф. Бунакова по обучению и воспитанию крестьянских детей была частью его разносторонней просветительской деятельности среди народа [11, с.440].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824 – 1876) рассматривал воспитание детей как единый, специально организованный процесс формирования и развития личности. Важную роль в этом процессе он отводил чтению. В своих книгах «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) он стремился дать детям в определённой системе материал для чтения, развивающий целостное и по возможности всестороннее представление о действительности [19, с.46].

В педагогическом наследии К. Д. Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», – писал он в статье «Воскресные школы».

Эффективно, по мнению К. Д. Ушинского, то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения [19, с.46].

Педагогические идеи К. Д. Ушинского настойчиво защищал и развивал педагог-демократ, просветитель В. И. Водовозов (1825 – 1886). Главное, считал педагог, что характеризует литературное произведение, это содержательность и правдивость, наличие в нём определенного круга общеобразовательных знаний, грамотное, ясное, чёткое и простое изложение. Этим требованиям отвечают написанные В. И. Водовозовым книги для внеклассного чтения: «Детские рассказы и стихотворения», «Рассказы из русской истории», «Книга для первоначального чтения» она рекомендовалась и для чтения в семье [19, с.48]. Особый интерес вызывает, на сегодняшний день, методическое пособие, составленное педагогом к названной книге. В нём дана «система живого разговора, занимательного для детей». Вопросы к беседе о прочитанном расширяли кругозор ребёнка, нацеливали на эстетическое восприятие, на сознательное понимание прочитанного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Искусство
Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действова ...

Школа Куинджи
После реформы Академии художеств 1893 года Куинджи совместно с Шишкиным получил предложение возглавить мастерскую пейзажа. В отличие от других профессоров Академии он не был "мэтром", снисходительно относящимся к ученикам. Ему ...

Субкультура и контркультура
Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru