Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф и др [2, с. 350].
Интересные мысли по вопросам детского чтения содержатся в трудах выдающегося деятеля русской литературной критики и публицистики Д. И. Писарева (1840 – 1868). По мнению Д. И. Писарева распространению научных знаний содействует литература, чтение, это, по мнению Д. И. Писарева, очень важно для подрастающего поколения.
Говоря о самообразовательном чтении, Д. И. Писарев рассматривал вопрос и о культуре чтения: на свете есть много хороших книг, но эти книги хороши для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать, по мнению критика, завоёвывается упорным трудом, потому что чтение – мыслительный процесс, в ходе которого формируются убеждения. Ученическая библиотека (школьная библиотека), по мнению Д. И. Писарева, должна быть составлена «не из детских, а из общезанимательных и общедоступных книг». В ней должны быть представлены произведения лучших отечественных и зарубежных беллетристов, «описания замечательных путешествий, исторические сочинения и популярные книги по всем отраслям естествознания» [19, с.44].
Утверждение Д. И. Писарева о том, что «в ученических библиотеках детские книги совершенно неуместны», объясняется тем, что значительная часть современной ему детской литературы не отвечала требованиям искусства. Детские книги, пропитанные самодержавно-крепостническим духом, были назидательны, сентиментальны. Поэтому критик писал, что «малолетним ребятам первых трёх классов гораздо полезнее в свободное время бегать, играть и возиться, чем сидеть смирно и читать нравоучительные историйки». Д. И. Писарев также говорил, что между ребёнком и книгой всегда должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, окажет влияние на содержание чтения. Личность ребёнка Писарев воспринимает как активный субъект, которого педагог должен понимать и уважать. Он требовал, чтобы воспитатель имел достоверное, научное представление об основных этапах развития человеческой личности. [19, с.45]
В педагогике детского чтения бесценен опыт и научный вклад Л. Н. Толстого (1828 – 1910). В течение всей своей жизни он непрестанно обращался к педагогической деятельности, организовывал чтение своих учеников в Яснополянской школе, создал «Азбуку», «Новую азбуку», «Книги для чтения» [28, с.113].
Л. Н. Толстой много сделал для распространения начального образования среди детей крестьян Крапивенского уезда. Как член училищного совета Крапивенской земской управы, Л.Н. Толстой с большим энтузиазмом взялся за организацию и улучшение школьного дела в своих родных местах [11, с.477].
Критикуя современное обучение детей Л.Н. Толстой отмечал, что умение читать строится не на познавательных интересах обучающихся, а на принуждении. В результате чего происходит «несоразмерное развитие памяти, ложное понятие о законченности науки, отвращение к дальнейшему образованию, ложное самолюбие и средства к бессмысленному чтению» [28, с.114].
Прочее на сайте:
Первые греческие поселения на территории Украины
Уже начиная с VIII в. греческие колонии начинают заселять побережье Черного и Азовского морей. Греки, покидавшие родные края из-за войн и междоусобиц, искали не только новые рынки сбыта для своей продукции, но и старались защитить и сохра ...
О. Кипренский
Одним из художников, стоявших у истоков искусства XIX в. был Орест Адамович Кипренский (1782—1836). Если на весы истории положить, с одной стороны, все картины исторических живописцев начала века, а с другой — несколько портретов Кипренск ...
Экос Западной Сибири
Экос - это экологическая ниша, вмещающая в себя ландшафтные, природные, климатические особенности места обитания этноса, от которых зависит вся жизнь людей: хозяйство, типы построек, одежда, пища, а также социальные и духовные аспекты жиз ...