Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников

Статьи » Библиотечная профессия в современном мире » Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников

Страница 2

ГБЛ постоянно искала пути закрепления молодых кадров. Создавая им условия для получения высшего и среднего специального образований, совмещения учебы с работой в отделах. Один из таких путей на первых порах виделся в создании для молодежи со средним образованием филиала библиотечного техникума на базе учебного отдела библиотеки.

В 1969 г. в ГБЛ был открыт филиал библиотечного техникума по специальности «Библиотечное дело». Хотя филиал техникума и выполнил свою задачу – дать библиотечную специальность сотрудникам, которые по разным причинам не имели возможности продолжать обучение в институте, тем не менее он не смог решить вопроса закрепления кадров. Реальная возможность стабилизации кадрового состава виделась в подготовке специалистов с высшим образованием без отрыва от работы, в стенах библиотеки. Этому способствовала деятельность на базе библиотеки вечернего отделения Московского государственного института культуры.

Кроме того, в ГБЛ были организованы краткосрочные курсы, различные по тематике и продолжительности. Они обеспечивали дифференцированный подход к обучению.

Важнейшей формой повышения квалификации стали годичные Высшие библиотечные курсы (ВБК) при ГБЛ, основная задача которых – обеспечить приобретение библиотечно-библиографических знаний сотрудниками с высшим небиблиотечным образованием.

Опыт ГБЛ показал, что построение системы повышения квалификации в одной отдельно взятой библиотеке не может решить общих проблем, характерных для страны в целом. Но он позволил увидеть направления, которые могли бы быть развернуты применительно к общим принципам ее построения.

Активизация процесса обучения путем перехода от пассивных, главным образом лекционных, форм к активным (проблемное обучение, ролевые игры, поиск выхода из конфликтных ситуаций), первоначально возникшая в учебных заведениях, распространяется и на систему повышения квалификации.

Чтобы эта система по-настоящему заработала, ее основные элементы – методические центры, библиотечные кадры, формы и приемы оказания методической помощи – должны быть взаимосвязаны и составлять единое целое. Необходим ступенчатый характер структуры, при котором каждая последующая ступень будет содержать формы и методы, направленные на совершенствование и углубление полученных ранее знаний.

В этой статье профессиональная квалификация рассматривается в качестве комплексной характеристики, включающей в себя особенности технологической подготовки и личные свойства сотрудника. Их применение в процессе обретения знаний, навыков и умений позволяет библиотекарю выполнять профессиональные обязанности на уровне требований, зафиксированных в документах, которые регламентируют его деятельность. Категория «знания», «навыки», «умения» входят в подструктуру личности. Среди личностных характеристик рассматриваются те, что необходимы для реализации конкретной деятельности. Поэтому под термином «повышение квалификации и переподготовка кадров» мы понимаем комплексную систему, обеспечивающую актуализацию, расширение и углубление имеющихся знаний, получение новых современных теоретических и практических навыков для оперативной адаптации кадров к постоянно изменяющимся социальным и производственным условиям.

Проблема повышения квалификации в последние годы стали уделять больше внимания, чем раньше.

После длительного перерыва возобновились попытки разработать модели квалификации библиотекаря. В числе интересных работ, появившихся в конце 70-х гг., следует упомянуть статью Л. Ефимовой «Модель квалификации библиотекаря» (Сов. библиотековедение, 1975. № 4), в которой широко использованы математические методы моделирования. Для построения модели был получен необходимый статистический материал в результате анкетирования библиотечных работников в сети академических библиотек. Квалифицированная карта, разработанная в НМО БАН СССР, состояла из 20 вопросов, ответы на которые в совокупности давали полную характеристику сотрудника в отношении его образовательной подготовки, содержания трудовой деятельности, используемых им форм повышения квалификации, профессионального и должностного роста. Уточняются понятия «квалификация» и «уровень квалификации».

В качестве комплексного показателя уровня квалификации исследователи выбрали занимаемую должность. Включающую ряд признаков: образование, стаж работы, научную и методическую деятельность, а также социально-психологические признаки – удовлетворенность работой, социально-общественную активность и др.

Помимо анкетирования исследователи прибегли к широко применяемому в социологических исследованиях методу экспертных оценок. Полученные результаты позволили сделать вывод, что модель можно считать достаточно надежным инструментом оценки, хотя и рассматривается она авторами как предварительная, экспериментальная.

Несмотря на сложившуюся систему традиционных форм повышения квалификации библиотечных работников, во многих библиотеках продолжается поиск нетрадиционных форм обучения. Возникают областные университеты сельского библиотекаря. Появляются формы, заимствованные из системы образования, ТВ, радио. Так, например, появлялись и исчезали «политбои», «брейн-ринг», аукционы идеи», мозговые атаки, «аквариумы», «поля чудес» и т.д. Поэтому не случаен и интерес библиотекарей-практиков к различного рода деловым играм, проблемным ситуациям, викторинам и олимпиадам. На страницах специальных периодических изданий начинают появляться сценарии деловых игр, статьи, описывающие опыт их использования в повышении квалификации. Однако авторы не уверены в правильности их организации. Не случайно одна из статей так и называется6 «Играем, а правильно ли .?»

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Начало пути
Родился в семье Э. И. Грабаря, общественного и политического деятеля, вынужденного переселиться из Австро-Венгрии с семьей в 1876 в Россию (город Егорьевск Рязанской губернии). Учился в петербургской Академии художеств (1894-96), в частно ...

Экос тюркской культуры
Южная Сибирь - край тюркоязычного населения - алтайцев, телеутов, тубаларов, шорцев, хакасов, тувинцев, тофаларов, и только буряты относятся к монгольской языковой группе. В основном южная Сибирь предстает перед нами как огромная степь, к ...

Понятие, структура и функции мифа
Основной задачей исследовательской работы Мирчи Элиаде “Аспекты мифа” является исследование феномена мифа с позиции, принципиально отличающейся от принятой большинством ученых вплоть до XIX века. В данной работе миф понимается не как сказ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru