Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников

Статьи » Библиотечная профессия в современном мире » Профессиональное обучение кадров. Повышение квалификации библиотечных работников

Страница 3

Но не только разнообразие форм и методов обеспечивают достижение намеченных целей в процессе повышения квалификации и переподготовки кадров. Немаловажное значение здесь имеют гибкость и динамичность содержания и средств передачи знаний.

Поэтому важнейшим направлением деятельности факультетов повышения квалификации становится вооружение слушателей знаниями о новейших информационных технологиях. Отсутствие приемлемых учебно-методических материалов, посвященных этой проблеме, недостаточная обеспеченность учебного процесса современным оборудованием заставили факультет повышения квалификации преподавателей МГУК на занятиях в межвузовской школе руководителя обсуждаются вопросы управления, внедрения НОТ и передового опыта. Межвузовское методическое объединение осуществляет проверки деятельности библиотек. Отделы, признанные лучшими, например по обслуживанию читателей, комплектованию и использованию фондов, воспитательной, справочно-библиографической, информационной работе, становятся базой для проведения школ передового опыта. Характерным упущением является слабое понимание к повышению в должности библиотекарей, заведующих секторами, многие годы работающих на одном месте, компетентных и имеющих высокую профессиональную квалификацию. Кстати, этот недостаток касается не только вузовских библиотек. Подготовка кадрового резерва в библиотеках, на наш взгляд, - самое слабое звено в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Предпринимаются усилия по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями к квалификации работающих, к уровню их интеллектуального и культурного развития. Направления этих усилий сосредоточены на создании системы обучения, способной оперативно учитывать изменения среды функционирования библиотек, выявлять и оценивать новшества с точки зрения целесообразности их включения в программы, устанавливать зависимость содержания обучения от потребностей слушателей.

Так, основной задачей совета по повышению квалификации кадров ГПНТБ РФ является обеспечение органического единства экономического и социального развития коллектива в части повышения квалификации и переподготовки персонала. Совет осуществляет организационно-методическое руководство и информационное обеспечение, координацию деятельности всех звеньев системы повышения квалификации кадров одной из крупнейших библиотек страны, создает условия для перехода от периодического и непрерывному производственно-профессиональному обучению. Его решения являются обязательными для исполнения во всех в структурах подразделениях библиотеки.

Совет рассматривает проекты учебных планов и программ повышения квалификации работников и дает по ним заключения.

Сводный план готовится с учетом проблемной ориентации обучения, общетеоретической подготовки и непрерывного обновления практических знаний специалистов и осуществляется на трех уровнях. Первый – производственно-профессиональное обучение непосредственно в подразделениях по направлениям библиотечных и научных работ. Второй – обучение руководителей и главных специалистов на общебиблиотечных курсах целевого назначения. Третий – обучение специалистов в Институте повышения квалификации, информационных работников, народном университете по научно-технической информации ВИНИТИ, Международном центре НТИ на факультете повышения квалификации и в аспирантуре Московского государственного университета культуры и др.

Систему обучения кадров в целях повышения их квалификации в ГПНТБ предполагает строить, основываясь на следующих принципах: основой планирования должна строить перспективная потребность подразделений библиотеки в специалистах в условиях дальнейшего совершенствования библиотечной технологии; определение потребности и возвышение квалификации специалистов должно базироваться на знании общей и дополнительной потребности в кадрах разных уровней.

И тем не менее это – опять только благие намерения и декларирование успехов в предпринимаемых начинаниях.

Таким образом, организация работы по повышению квалификации библиотечных кадров на современном этапе является одной из ведущих функций управления библиотечными коллективами. Функционирующая в нашей стране двухуровневая система повышения квалификации (региональный и местный уровни) ориентирована на решение трех взаимосвязанных задач: углубление и обновление теоретических знаний, расширение общекультурного кругозора, постоянное совершенствование профессиональной подготовки библиотечных специалистов, доведение ее до степени профессионального мастерства. Дифференциация как ведущий принцип соблюдается при формировании групп обучающихся и при организации занятий. Для методического обеспечения учебного процесса издаются учебные пособия и рекомендации. Внедряются различные формы активизации познавательной деятельности слушателей.

В целом в современной системе библиотек сложились следующие направления повышения квалификации кадров: повышение общетеоретического уровня, расширение и углубление теоретико-прикладных знаний в области библиотековедения. Кафедра библиографоведения, книговедения; функциональная специализация в области библиотечного дела, конкретных участков библиотечно-библиографической работы; изучение основ научной организации труда и управления; овладение средствами механизации и автоматизации библиотечно-библиографических процессов: приобретение и обновление знаний в области отдельных отраслей науки ( в связи с содержанием фондов и специализированным обслуживанием различных категорий читателей и т.д.). Ощущается необходимость организации комплексной системы подготовки и переподготовки кадров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

3 управление БФ и его составляющие процессы
В библиотечном фондоведении разработка вопросов, касающихся управления библиотечными фондами и их формированием, имеет уже свою историю. Наиболее основательный вклад в проблему на первом этапе внес известный библиотековед Юрий Владимиров ...

Царский период
История Рима началась в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. На левом берегу Тибра здесь расположена цепь холмов, возвышающихся над болотами. Самое раннее поселение римлян, одного из племен латинян, появилось на холме Пала ...

Готическое мировоззрение – жизнь в стиле смерти
Характеризуется пристрастием к «темному» и мрачному восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в п ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru