Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Постановка левой руки

Статьи » Виды постановки при игре на скрипке » Постановка левой руки

Страница 1

Переходя непосредственно к постановке левой руки, следует иметь в виду, что она выполняет одновременно две различные по своему характеру функции: держание инструмента и игровые движения. Эти две различные функции вызывают у учащихся на первых порах, а нередко и довольно длительное время, внутреннее раздвоение.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику найти наиболее удобную постановку левой руки, которая обеспечивала бы устойчивое положение инструмента и в то же время свободу игровых движений.

Б.А. Струве устанавливает в основном две следующие наиболее характерные, типовые формы держания инструмента в зависимости от типового строения верхней части плечевого пояса играющего:

1. Держание скрипки преимущественно в одной, так называемой "постоянной", точке опоры, образуемой приподнятым плечом, ключицей и подбородком (поскольку держание инструмента в процессе игры в одной точке опоры по существу невозможно). К такой форме держания скрипки располагают высокие плечи, при которых требуемый подъем минимален. К подобной постановке могут приспособить свой организм и те скрипачи, подъем плеча у которых не сопровождается напряжением ("зажимом") мускулатуры плечевой части руки (особенно двуглавой мышцы).

2. Держание скрипки в двух точках опоры - на ключице ("постоянной" точке) и между большим и указательным пальцами ("переменной" точке) - без подъема плеча. Эта форма держания инструмента целесообразна для скрипачей, у которых плечи покаты и у которых требование держать скрипку в одной точке опоры при значительном подъеме плеча обычно вызывает напряжение в плечевой части руки, следовательно, связывает движения по грифу.

Наряду с описанными двумя основными формами держания инструмента, Б.А. Струве указывает на наличие ряда промежуточных форм, диктуемых тем, что у многих скрипачей сочетаются различные типовые особенности строения рук.

Вне зависимости от того, какая форма держания инструмента принята для данного учащегося, и педагог и учащийся должны проявлять заботу о том, чтобы, по образному выражению Л. Моцарта, скрипка не уподоблялась "куску дерева, всунутому в руку". Держание инструмента в постоянной точке опоры должно обеспечивать плотное и удобное его прилегание к шее, ключице и нижней челюсти, устойчивость его положения без излишнего напряжения. Степень закрепления скрипки в этой точке опоры не всегда бывает одинаковой: она увеличивается при нисходящем движении руки (из верхних позиций в нижние) и уменьшается при переходах в верхние позиции. Хватательные движения большого и указательного пальцев (в "переменной" точке опоры) следует стремиться свести к минимуму. Все движения при положении скрипки в двух точках опоры должны быть свободны от излишних усилий удержать скрипку, а обе точки опоры должны находиться в постоянном и гибком взаимодействии, облегчающем движения руки как в пределах одной позиции, так особенно и при частых переходах из позиции в позицию. Немалое значение должна иметь также забота и о том, чтобы средняя часть ладони не приближалась к шейке скрипки и тем более не соприкасалась с нею, а впоследствии, при изучении позиции, не опиралась об обечайку. Нужно следить также и за тем, чтобы кисть не отводилась бы далеко от шейки скрипки.

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев подъем левого плеча вызывает излишнее напряжение в руке и сковывает свободу в ее движениях. Не случайно Л. Ауэр рекомендует не давить плечом на нижнюю деку скрипки. Однако в то же время он считает применение подушечки, заменяющей подъем плеча, "дурной привычкой".

С подобным взглядом согласиться нельзя, так как для очень многих скрипачей, пожалуй, для большинства, подушечка является не только целесообразным, но и необходимым средством, способствующим устранению излишних напряжений, которые вызываются подъемом плеча. Сам Л. Ауэр, как и некоторые другие крупные скрипачи, в силу особенностей их физической конституции, не применяли подушечку. Однако многие, в том числе и лучшие представители школы Л. Ауэра, прибегали к этому вспомогательному средству, используя подушечки самых разнообразных фасонов и размеров и даже поперечные пластины, прикрепленные к бокам скрипки (широко распространенные в настоящее время).

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Эрмитаж – «место уединения»
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой частную коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном поря ...

Искусство периода правления комнинов
В XI-XII вв., во время правления династии Комнинов, византийское искусство достигло своего апогея. В обществе, заботящемся лишь о спасении души, пустынник и аскет представляли собой идеальный тип человека, к которому с уважением "при ...

Развитие коммуникаций
В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспортировки или храни ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru