Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Памятники на Акрополе

Статьи » Древняя Греция. Акрополь. Скульптура: Фидий, Поликлет, Мирон » Памятники на Акрополе

Страница 4

Точное местоположение скульптурной группы Афины и Марсия не­известно. Легенда гласила, что Афина изобрела двойную флейту. Играя на флейте в лесах горы Иды, она увидела случайно свое отражение в ручье и с отвращением отбросила флейту. Флейту нашел сатир Марсий и достиг такого высокого совершенства в игре на ней, что позднее всту­пил в состязание с Аполлоном, за что и поплатился жизнью. Возможно, что эта группа была изваяна Мироном, знаменитым афинским скульптором, родом из Элевтер. Он упомянут у Афинея со ссылкой на книгу Полемона об Акрополе (Афиней, XI, стр. 486(1). Статуи Марсия и Афины, а также “Дискобола” работы Мирона известны нам по римским копиям и могут быть датированы не раньше, чем последней декадой перед сере­диной V в. Об этой статуе говорит и Плиний: “Мирон создал статую са­тира, восхищенного флейтой, и Афины” (Плиний, Естественная история, XXXIV, 57). Изображение этой сцены на афинской монете для нас наи­более интересно. Несмотря на плохую сохранность изображения, можно различить, что Афина отбрасывает флейту, а сатир оцепенел от изум­ления.

Сохраненный у Афинея фрагмент из комедии поэта Меланиппида, может быть, навеян этой группой Мирона: “И Афина, отбросив ин­струмент священной рукой, сказала: “Погибни, постыдный, позор моего тела, ибо этим я сама себя делаю безобразной"” (Афиней, XIV, 616е—f).

История спора Афины и Марсия была излюбленной у афинян темой, которая символизировала превосходство лиры над флейтой, а следова­тельно, и эллина над неэллином.

Сцена борьбы Тесея с Минотавром представлена на монетах Афин в трех разных вариантах: 1) обнаженный Тесей, держа дубинку в правой руке, попирает быка, упавшего на левое колено; 2) Тесей, выпрямившись, с поднятой дубинкой в правой руке и шкурой льва - в левой, бросается на падающего Минотавра; 3) Тесей и Минотавр изображены стоящими: Тесей держит дубинку в правой руке, высоко подняв ее для удара, схва­тив одновременно Минотавра левой рукой за правый рог. На всех трех люнетах Минотавр изображен в виде человека с головой быка, так же как и в вазовой живописи.

Статуя Фрикса, приносящего в жертву барана, может быть, тоже­ственна со статуей скульптора Навсида. Ему принадлежала сходная по теме скульптурная группа (ср. Плиний, XXXIV, 80). Легенды о Фриксе, чуждые Аттике, были распространены в Беотии, где Атамант, по легенде, собирался принести в жертву своих детей, Фрикса и Геллу (ср. Павса­ний, IX, 34, 5).

В идиллии Феокрита “Геракл-младенец” рассказывается о подви­ге десятимесячного Геракла, задушившего в колыбели двух ядовитых змей, посланных Герой (Феокрит, XXIV, 1 ел.; Пиндар, Немейские оды, 1, 50 ел.; Аполлодор, II, 4, 8). Скульптурное изображение Геракла со змеями, хранящееся в Эрмитаже (Санкт- Петербург), - римская копия с грече­ского оригинала. Трудно сказать, пред­ставляет ли она именно ту статую, кото­рую видел Павсаний.

Упомянув о статуе работы Клеэта и продолжая путь дальше по дороге вдоль Парфенона, Павсаний описывает статую богини земли Геи, умоляющей Зевса о дожде “или когда сами афиняне нуж­дались в дожде или когда по всей Элла­де стояла засуха” (I, 24, 3). Место статуи Геи известно по надписи, сохранившейся на скале: “Изображение плодоносящей Геи согласно оракулу”.

Вслед за статуей Геи Павсаний от­метил статую Конона и его сына Тимо­фея. Первоначально афиняне поставили изображение отца; на пьедестале могли быть размещены трофеи, полученные Кононом в сражениях. Позже было принято решение поставить статую Тимофею, сыну Конона. Если предположить, что статуи отца и сына были поставлены вскоре после смерти каждого из них, то, по мнению Стивенса, статую Конона можно датировать первой четвертью IV в., а статую Тимофея, поставленную на общем с отцом постаменте, — середи­ной IV в. Лица статуй Конона и Тимо­фея были обращены к Пропилеям, так что их можно было видеть сразу при вхо­де на Акрополь.

Затем Павсаний называет группу Пробны, “замыслившей убить своего сына Итиса, и (изображение) самого Итиса, которую посвятил Алкамен” (I, 24, 3). В музее Акрополя находится сходная по теме группа.

Обнаженный мальчик прижался к ногам Прокны, как бы желая спрятаться в складках ее одежды. Поза матери спокойна. Правда, фигу­ра Прокны сохранилась очень плохо (отбиты голова, правая рука и ле­вая рука ниже локтя).

Аттический миф считал Прокну дочерью афинского царя Пандия, сестрой Филомелы и Бутеса. Выданная замуж за фракийского царя Терея, сына Ареса, она родила ему сына Итиса. Терей, удалив Прокну из дома, совершил насилие над ее сестрой Филомелой и вырвал ей язык, чтобы она не могла рассказать об этом. Но Фнломела, выткав на одежде слова, дала знать Прокне о злодеянии. Сестры, желая отомстить Терею, убили Итиса и подали его тело Терею во время трапезы. Преследуемые разъяренным Тереем, они попросили богов превратить их в птиц. Боги смилостивились над ними. По одному варианту легенды, Прокна стала соловьем, Филомела - ласточкой, Терей - удодом; по Монументы Конона и Конона-Тимофея

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Как библиотека способствует и может способствовать развитию семейного чтения
Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Библиосоциальная работа с семьей, как считает Р.А ...

Элементарные смыслы и лексические универсалии
Ключ к строгому и в то же время глубокому анализу значения, связан с идеей элементарных смыслов (или семантических примитивов). Невозможно определить ВСЕ слова, поскольку сама идея «определения» предполагает существование не только опреде ...

Предмет и объект изучения в библиотековедении
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библио ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru