Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнеегипетская культура

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Древнеегипетская культура

Страница 3

Духовная и религиозная жизнь Древнего Египта знает удивительный период, связанный с деятельностью фараона Аменхотепа Г/. В конце Среднего царства Египет был захвачен гиксосами. Силы, боровшиеся против захватчиков, группировались вокруг Фив. В 1578 г. до н.э. Яхмос успешно изгнал гиксосов, положив начало новому объединению Египта. Его преемник Тутмос Ш (1525–1473 гг. до н.э.) успешными завоеваниями способствовал созданию Египетской мировой державы. Борьба шла под знаменами Амона – главного бога Фив. В связи с этим возросло могущество фивских жрецов. Храм Амона в Фивах был одним из богатейших: десятки рабов, тысячи голов скота, тысячи гектаров земли, огромные сокровища и драгоценности. В честь Амона в Карнаке и Луксоре были построены храмы, поражающие размером и роскошью.

Однако нарастало противоречие между фиванским жречеством и служилой знатью, между жречеством и центральной властью. Для разрешения возникшего напряжения фараон Аменхотеп IV осуществил крутую религиозно-политическую реформу, преследующую цель уничтожения политической оппозиции. Личность Аменхотепа IV уникальна, его называют первой индивидуальностью в человеческой истории, его духовный мир был противоречив, а судьба трагична. Он смелый разрушитель традиции, и в то же время ее сторонник, решительный реформатор, строгий монотеист, доходящий порой до фанатизма, пророк и поэт, и в то же время властный диктатор. Он предпринял невиданное до этого дело – восстал против многотысячелетней традиции.

С самого начала своего царствования он стал выдвигать на первое место второстепенное божество, бога солнечного диска Атона. Уже на шестом году правления Аменхотеп IV провозгласил Атона верховным божеством всего Египта, а сам фараон был объявлен сыном Атона. Свое имя Аменхотеп (Амон доволен) фараон сменил на Эхнатон (Угодный Атону). Фараон покинул столицу Фивы и поселился в новой столице, которая была построена по его приказу и называлась Ахетатон (Горизонт Атона).

Атон, в отличие от традиционных богов Египта, имел новые черты. Он потерял антропоморфный характер. Эхнатон не позволял делать изображения Атона, поскольку подлинный бог не имеет формы. Символом Атона был солнечный диск с лучами-руками. Атон был провозглашен единственным божеством, лишенным супруги и преемников. Атон выступая в виде бога-творца, создателя мира и человека, другие боги были восприняты как проявления единого божества Атона. Изменился и характер богослужения, отныне оно проходило не в храме перед статуями богов, а под открытым небом. В честь бога Атона Эхнатон создал гимн, в котором было выражено новое представление о божестве:

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, животворец!…

Нет числа разноликим созданьям твоим.

Многообразье их скрыто от глаз человека.

Ты – единый творец, равного нет божества.

В единстве своем нераздельном ты сотворил

Все, что ступает ногами по тверди земной,

Все, что на крыльях парит в поднебесье.

Тобой предназначено каждому смертному место его.

После смерти Аменхотепа IV все вернулось на круги своя. Столица Ахетатон была покинута, Аменхотеп IV был объявлен еретиком, его попытка установления монотеизма в Древнем Египте последствий не имела. Но она не исчезла бесследно в истории человечества. И, быть может, не без его решительной, смелой попытки идея единого бога утвердилась в древнееврейской культуре.

Религиозное сознание древнеегипетского общества определяло особенности других феноменов культуры. Давно отмечена органическая связь древнеегипетской архитектуры и скульптуры с религиозным культом; в художественных формах выражалась идея неограниченного могущества бога-фараона. Два типа сооружений в связи с этим разрабатывались древнеегипетскими зодчими и скульпторами. Во-первых, это монументальные гробницы, посвященные богу-человеку – фараону, пирамиды, и во-вторых, жилище бога – храм.

До сегодняшних дней сохранились развалины храмов в честь бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Они поражают и восхищают гигантскими размерами и удивительно органической вписанностью в окружающую местность, продуманностью композиции и роскошью отделки. Эти храмы представляют сложный комплекс обширных помещений, огромных дворов и множества аллей и переходов, а также колоссальных по размерам статуй божеств.

Особый тип храмового комплекса – скальные храмы, вырубленные в толще скал, самый известный из них посвящен Рамсесу II в Абу-Симбеле. Большими художественными достоинствами отличалась и светская архитектура – царские дворцы-резиденции. Монументальность, изысканность отделки интерьера, сложная организация внутреннего пространства – особенности резиденции Эхнатона в его новой столице Ахетатон.

Изумительная гармония архитектуры и скульптуры – еще одна черта художественного развития Древнего Египта. Высокими художественными достоинствами отличается разработка древнеегипетскими ваятелями типажа земного владыки. Уже в начале III тыс. до н.э. складывается канон художественной трактовки фараона: он изображался сидящим на троне, бесстрастен, величав и спокоен, являя огромную физическую силу. В эпоху Среднего царства идея холодного величия фараона преодолевается стремлением передать индивидуальные черты.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв
С Х в. наступает новый этап истории Византийской культуры — происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век связан с созданием произведений обобщающего х ...

Культура как общечеловеческое достояние
Первое, что приходит на ум при попытке толкования слова «культура», — ее понимание как совокупности достижений общества в результате материального духовного развития. Однако культура — это не только результат, но и сам процесс сознательно ...

Икона Успение Богородицы
Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держа душу Богоматери д ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru