Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнеегипетская культура

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Древнеегипетская культура

Страница 3

Духовная и религиозная жизнь Древнего Египта знает удивительный период, связанный с деятельностью фараона Аменхотепа Г/. В конце Среднего царства Египет был захвачен гиксосами. Силы, боровшиеся против захватчиков, группировались вокруг Фив. В 1578 г. до н.э. Яхмос успешно изгнал гиксосов, положив начало новому объединению Египта. Его преемник Тутмос Ш (1525–1473 гг. до н.э.) успешными завоеваниями способствовал созданию Египетской мировой державы. Борьба шла под знаменами Амона – главного бога Фив. В связи с этим возросло могущество фивских жрецов. Храм Амона в Фивах был одним из богатейших: десятки рабов, тысячи голов скота, тысячи гектаров земли, огромные сокровища и драгоценности. В честь Амона в Карнаке и Луксоре были построены храмы, поражающие размером и роскошью.

Однако нарастало противоречие между фиванским жречеством и служилой знатью, между жречеством и центральной властью. Для разрешения возникшего напряжения фараон Аменхотеп IV осуществил крутую религиозно-политическую реформу, преследующую цель уничтожения политической оппозиции. Личность Аменхотепа IV уникальна, его называют первой индивидуальностью в человеческой истории, его духовный мир был противоречив, а судьба трагична. Он смелый разрушитель традиции, и в то же время ее сторонник, решительный реформатор, строгий монотеист, доходящий порой до фанатизма, пророк и поэт, и в то же время властный диктатор. Он предпринял невиданное до этого дело – восстал против многотысячелетней традиции.

С самого начала своего царствования он стал выдвигать на первое место второстепенное божество, бога солнечного диска Атона. Уже на шестом году правления Аменхотеп IV провозгласил Атона верховным божеством всего Египта, а сам фараон был объявлен сыном Атона. Свое имя Аменхотеп (Амон доволен) фараон сменил на Эхнатон (Угодный Атону). Фараон покинул столицу Фивы и поселился в новой столице, которая была построена по его приказу и называлась Ахетатон (Горизонт Атона).

Атон, в отличие от традиционных богов Египта, имел новые черты. Он потерял антропоморфный характер. Эхнатон не позволял делать изображения Атона, поскольку подлинный бог не имеет формы. Символом Атона был солнечный диск с лучами-руками. Атон был провозглашен единственным божеством, лишенным супруги и преемников. Атон выступая в виде бога-творца, создателя мира и человека, другие боги были восприняты как проявления единого божества Атона. Изменился и характер богослужения, отныне оно проходило не в храме перед статуями богов, а под открытым небом. В честь бога Атона Эхнатон создал гимн, в котором было выражено новое представление о божестве:

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, животворец!…

Нет числа разноликим созданьям твоим.

Многообразье их скрыто от глаз человека.

Ты – единый творец, равного нет божества.

В единстве своем нераздельном ты сотворил

Все, что ступает ногами по тверди земной,

Все, что на крыльях парит в поднебесье.

Тобой предназначено каждому смертному место его.

После смерти Аменхотепа IV все вернулось на круги своя. Столица Ахетатон была покинута, Аменхотеп IV был объявлен еретиком, его попытка установления монотеизма в Древнем Египте последствий не имела. Но она не исчезла бесследно в истории человечества. И, быть может, не без его решительной, смелой попытки идея единого бога утвердилась в древнееврейской культуре.

Религиозное сознание древнеегипетского общества определяло особенности других феноменов культуры. Давно отмечена органическая связь древнеегипетской архитектуры и скульптуры с религиозным культом; в художественных формах выражалась идея неограниченного могущества бога-фараона. Два типа сооружений в связи с этим разрабатывались древнеегипетскими зодчими и скульпторами. Во-первых, это монументальные гробницы, посвященные богу-человеку – фараону, пирамиды, и во-вторых, жилище бога – храм.

До сегодняшних дней сохранились развалины храмов в честь бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Они поражают и восхищают гигантскими размерами и удивительно органической вписанностью в окружающую местность, продуманностью композиции и роскошью отделки. Эти храмы представляют сложный комплекс обширных помещений, огромных дворов и множества аллей и переходов, а также колоссальных по размерам статуй божеств.

Особый тип храмового комплекса – скальные храмы, вырубленные в толще скал, самый известный из них посвящен Рамсесу II в Абу-Симбеле. Большими художественными достоинствами отличалась и светская архитектура – царские дворцы-резиденции. Монументальность, изысканность отделки интерьера, сложная организация внутреннего пространства – особенности резиденции Эхнатона в его новой столице Ахетатон.

Изумительная гармония архитектуры и скульптуры – еще одна черта художественного развития Древнего Египта. Высокими художественными достоинствами отличается разработка древнеегипетскими ваятелями типажа земного владыки. Уже в начале III тыс. до н.э. складывается канон художественной трактовки фараона: он изображался сидящим на троне, бесстрастен, величав и спокоен, являя огромную физическую силу. В эпоху Среднего царства идея холодного величия фараона преодолевается стремлением передать индивидуальные черты.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Икона Сретение Господне
К первому варианту относятся икона из иконостаса Троицкого собора Троице - Сергиевой Лавры, икона из собрания Павла Корина (обе - XV в.), икона Сретения из праздничного чина церкви Николы в Любятове (к.1530-х - 1540-е гг.). В последней на ...

Активность пальцев
Сила нажима пальца на струну не должна быть значительной, однако такой, которая обеспечивала бы красивое звучание. В этом отношении большое значение имеет активность и высота, с которой палец опускается на струну. Не меньшую роль играет и ...

Живопись как вид искусства
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огр ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru