Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Маразлиевская улица

Статьи » Греческая культура в Украине » Маразлиевская улица

О Григории Григорьевиче Маразли (1831-1907), в честь которого в свое время Новая улица была переименована в Маразлиевскую, повествует миниатюрный сборник статей о нем, меценате и коллекционере, изданный в 1993 г. Одесской государственной научной библиотекой имени М. Горького и Греческим Фондом Культуры в Одессе при поддержке президента Греко-украинского общества Иоаннеса Полихронопулоса.

Г.Г. Маразли, тайный советник, гласный Одесской думы, городской голова (1878-1895), еще при жизни успел походить, поездить, пожить на улице, носящей его славное имя. Он умер в Одессе и был погребен в греческой церкви Святой Троицы на Екатерининской. За добрые дела Маразли был награжден всеми российскими орденами, включая орден св. Александра Невского, и пятнадцатью иностранными звездами. При Г.Г.Маразли в должности головы города была построена Одесская опера; он руководил строительством здания для городской публичной библиотеки (Археологический музей в Одессе); пожертвовал городу здание для Музея изящных искусств (Софиевская, 5а); построил бесплатную народную читальню с аудиториями на Пересыпи и Слободке-Романовке (библиотека имени И. Франко); соорудил греческую богадельню, ночлежный приют, детскую столовую, здания под народные училища. Г.Г. Маразли выстроил в память о родителях храм святых Григория и Зои на Старопортофранковской, субсидировал строительство церкви Святой Троицы. На своей огромной даче (теперь санаторий им. Чкалова) он открыл школу садоводства с опытной базой на земле, ему принадлежавшей.

Прекрасная личная библиотека Г.Г. Маразли, великолепная коллекция картин и произведений декоративно-прикладного искусства, собранная им, были завещаны городу. Г.Г. Маразли дал средства для перевода на греческий язык всех классиков русской литературы. По его инициативе было получено разрешение властей на подписку для устройства фонтана с бюстом А.С. Пушкина, которую организовало славянское общество имени Кирилла и Мефодия в Одессе. В 1889 году памятник великому поэту, сооруженный на средства граждан Одессы, был воздвигнут на Николаевском (ныне Приморском) бульваре. Г.Г. Маразли, будучи руководителем и попечителем многих культурных и благотворительных обществ в Одессе, свыше миллиона рублей из своих личных средств раздал нуждающимся. О его благотворительной деятельности в Греции можно вести отдельный разговор.

Сегодняшняя Одесса радуется восстановлению дооктябрьского названия одной из красивейших улиц города — улицы Маразлиевской. Когда-то это была Новая улица, к застройке которой был дан толчок приездом в Одессу в 1875 г. императора Александра ІІ. В его честь огромный парк на берегу моря был назван Александровским (парк им. Шевченко).

Цивилизованный облик парка, близость моря повысили цену земельных участков, примыкающих к парку. Они быстро раскупались состоятельными людьми; была выложена отличная торцовая мостовая; небывало широкая однорядная улица застраивалась великолепными особняками. В 1909 году какой-то барон купил последний земельный участок, на котором вырос пятиэтажный дом №40. Дому предстояло стать историческим: в 1920 году в нем расположилась губернская Чрезвычайная комиссии (ГубЧК). В Великую Отечественную войну фундаментальное здание оккупировала фашистская комендатура; 22 октября 1942 года здание с обитателями было взорвано партизанами. В 1955-1956 гг. оно было вновь выстроено для мореходного училища технического флота, которое, став Техническим колледжем, до сих пор его занимает.

Еще в досоветское время, нарушив все планы застройки Одессы, фабрикант Новиков занял под канатное производство огромный трехквартальный участок, сотворив Канатную улицу и превратив улицу Маразлиевскую в тупиковую.

Одесситам всегда хотелось сберечь прелесть Маразлиевской. Здесь, в доме №2, жил Александр Иванович Куприн. Архитекторы Ф. Троупяпский и Ю.Дмитренко воздвигли красивое здание (№34а) бывшего Крестьянского банка, которое в начале 30-хгодов украсилось росписям и группы известных художников (Г. Пархет, И. Пастернак и др.). Теперь в этом здании располагается Дворец студентов. В 1913 г. был интересно задуман и построен инженером Ф.Л. Папе самый высокий тогда и Одессе дом №34, принадлежавший Маргулису. В 1902-1913 гг. несколько домов на Маразлиевской улице строились по проектам известных одесских архитекторов М. Линецкого, Д.Мазирова, Я.Гольдопберга, В. Прохазки. К сожалению, рушатся уникальные строения конца XIX века, проекты которых создавали А. Бернардацци, В. Кабиольский и другие.

Тем не менее, сохранность улицы Маразлиевской остается в центре внимания прессы, городского головы (коллеги покойного Г.Г. Маразли), влюбленных в свой город одесситов.

Переименовывая Новую улицу в улицу Маразлиевскую, Городская дума Одессы высказала пожелание воздвигнуть памятник Г.Г. Маразли. Был заказан проект и выбрано место: перед нарядным боковым фасадом Оперы. Но памятника Г.Г. Маразли в Одессе нет, а проект его, выполненный знаменитым одесским скульптором Б.В.Эдуардсом ( 1860-1924), можно увидеть лишь в отделе искусств библиотеки им. Горького или в областном архиве. Возможно, когда-нибудь проекту суждено осуществиться: хотелось бы, чтобы в самом начале Маразлиевской улицы, па изящной колонне, как задумал Б.В. Эдуарде, был установлен бюст Г.Г.Маразли — лицом к улице, носящей его имя.

Прочее на сайте:

Живопись
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись подразд ...

Своеобразие городской культуры на примере городской ярмарки
По мнению Б.М. Соколова, городская культура представляла собой "третий", "отщепенческий" культурный слой, находящийся в пространстве между культурой дворянства и крестьянства. Отсюда его маргинализм и неустойчивость; о ...

А. Венецианов
Истинным родоначальником бытового жанра в русской живописи стал Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). Сначала простой служащий, чертежник и землемер, он в самом начале XIX века занялся живописью, отдавая предпочтение портрету. Переех ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru