Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнеегипетская культура

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Древнеегипетская культура

Страница 2

Важное место в духовной жизни Древнего Египта занимали погребальные культы, что являлось следствием своеобразного отношения древних египтян к жизни и смерти, и было связано с представлением о человеке. Человек представлял собой единство трех элементов: тела, души Ба, которая вылетала из тела в виде птицы и уносилась на небо в момент смерти тела, и Ка – своеобразного двойника человека, вида души, таинственным образом связанной с телом. Ка, по представлениям египтян, могла погибнуть от голода и жажды, если покойник не будет снабжен всем необходимым: Ка могут съесть чудовища, если его не охранят магические формулы. Смерть – это смерть только тела, остается жить имя. Ба и Ка. Жизнь после смерти аналогична жизни на земле, она – продолжение земной жизни – жизнь Ка, которая попадает на поля Налу, расположенные где-то на западе.

При повсеместном и абсолютном распространении таких представлений, они особенно в переломные эпохи истории Древнего Египта, размывались моментами сомнения и скептицизмаа. С наибольшей четкостью сомнения в возможности загробного существования выражены в «Песне арфиста» (перевод А.А. Ахматовой):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство…

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

«Песнь арфиста» – это не просто голос древнеегипетского вольнодумца, но и своеобразный гимн реальной жизни, воспевание радостей земного бытия.

При всей важности погребальных культов в Древнем Египте нельзя полагать, что древние египтяне не чувствовали, не осознавали и не воспевали реальную земную жизнь, которая для них была наполнена многими ценностями и удовольствиями. Об этом красноречиво свидетельствует древнеегипетская лирика, для которой характерно воспевание земной человеческой любви (перевод К.Д. Бальмонта):

Едва она руки разнимет,

Едва она друга обнимет,

Как будто в Арабиия,

Плывет благовоний струя.

Ее поцелую,

Мне губы протянет она, –

И весь я ликую,

И пьян без вина.

Час наступил приготовить постель,

Тонким ее устелю полотном.

Сладкий любовный вкусим мы хмель,

Сладко вдвоем.

Оптимизму автора «Песни арфиста», жизнелюбию древнеегипетской лирики оппонирует анонимный автор «Беседы разочарованного со своею душой». Герой последнего произведения испытывает чувство подавленности и одиночества, он высказывает свое понимание человеческого существования, для которого характерно господство несправедливости. Он понимает, что его духовный дискомфорт, душевные смуты – следствие нравственных страданий, вызванных неправедной жизнью. В произведении отчетливо звучит идея о высшей справедливости, которая, однако, может быть достигнута лишь за границами видимого мира:

Кому мне открыться сегодня?

Зло наводнило землю.

Нет ему ни конца, ни края.

Мне смерть представляется ныне

Исцеленьем больного,

Исходом из плена страданья.

Мне смерть представляется ныне

Торной дорогой,

Возвращеньем домой из похода…

Мне смерть представляется ныне

Домом родным

После долгих лет заточенья.

Вера в загробную жизнь, несмотря на отдельные всплески скепсиса, была характерна для всей истории культуры Древнего Египта. Загробная жизнь воспринималась как продолжение земной; она безостановочно продолжала эту жизнь с ее заботами, мирными и часто радостными делами. Будущая жизнь, с точки зрения древних египтян, зависела от двух условий: тело должно быть сохранено и душа Ка должна получить все необходимое для жизни.

Стремление уготовить умершему вечную жизнь нашло выражение в способе погребения тела. В древние времена тело завертывали в шкуры, рогожу, ткани, позднее стали укладывать его в деревянные гробы, которые помещали в каменные саркофаги; над могилой ставили кирпичные, позднее каменные надгробия. Стремление сохранить тело вело к искусству мумификации, о котором поведал еще Геродот. Умершего бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет – фигурку жука-скарабея. На скарабее было написало заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса. В Древнем Египте зародилась вера в загробное воздаяние. Еще в эпоху VI династии (XXV в. до н.э.) появляются тексты о суде над душой, В подземном царстве душу встречал шакал Анубис, который взвешивал сердце на весах, а душа исповедовалась перед Осирисом: «Я не творил неправедно против людей, я не убивал своих ближних, не заставлял рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих, не развратничал». Вера в загробное воздаяние наполняла религиозную жизнь мыслью, что загробное существование определяется нравственным поведением человека на земле.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru