Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Семья и её роль в развитии детского чтения

Статьи » Детское чтение, как педагогическая проблема » Семья и её роль в развитии детского чтения

Страница 2

Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого переживания, когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения. Освоение действительности как реальной, так и отражённой в книге, происходит у младшего школьника главным образом через взрослого. Поэтому именно в этом возрасте или на данном этапе развития важно приучать ребёнка к чтению через семейный опыт или через семейные чтения.

Поэтому, сегодня основным социальным институтом, занимающимся формированием ребенка-читателя в дошкольном возрасте, является семья. Как показывает практика, вмешательство со стороны библиотеки в формирование личности ребенка-читателя дошкольного возраста пока минимально, хотя в последнее десятилетие в России важным направлением деятельности библиотеки является работа с семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Библиотеки семейного чтения, осознав значимость работы с данной группой читателей, привлекают родителей к совместному чтению с детьми, используют различные формы и методы работы, хотя о системе взаимодействия с семьями детей этого возраста говорить пока сложно.

В школьном возрасте наряду с семьей на формирование ребенка влияет школа, её образовательная деятельность. При этом особую роль в развитии его читательских способностей играет библиотека. После освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке [24, с.38 –40].

Негативным фактором, несомненно, в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора.

Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума [24, с.41 – 42].

Сегодня многие специалисты, как в области библиотечного дела, так и в области педагогики, такие как И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н. Тимофеева, Н. И. Лифинцева и др. отмечают, что семья во многом утратила силу положительного влияния на детей и на детское чтение в частности. Восстановить это влияние только на основе семейного чтения невозможно. Однако и уменьшать его роль было бы ошибкой, тем более, что при педагогически и психологически грамотном подходе к нему открываются широкие возможности духовного взаимодействия взрослых и детей.

С. А. Денисова утверждает, что развитие детского чтения напрямую зависит от чтения самих родителей. Это – проблема всей семьи, и решать ее, по мнению автора, надо совместно. В ее решении в первую очередь должна принять участие школьная библиотека, которая пока еще мало связана с родителями. Говоря о чтении детей, С. А. Денисова отмечает, что школьное изучение литературы отбивает у учеников охоту читать. Родителям, по мнению С. А. Денисовой, следует активнее использовать свое право влиять на выбор школьных учебников для детей [5, с.31].

Неоспорима сегодня, по мнению С. А. Денисовой, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, по утверждению автора, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье. Большое значение, по словам С. А. Денисовой, имеет состав домашней библиотеки, отражающий вкус и род профессиональных занятий и интересов родителей. Это тоже во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка и подростка [5, с.32].

По мнению И. И. Тихомировой, детская книга в семье — индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимопонимания между ними.

Сегодня многими специалисты, как в области библиотечного дела, так и в области педагогики, такими как И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н. Тимофеева, Н. И. Лифинцева и др. отмечается, что повысилось значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений. В этом отношении особую роль сегодня приобретает, по мнению И. И. Тихомировой, Л. О. Бересневой, Н. И. Бочкаревой, С. А. Денисовой, И. Н. Тимофеевой, вопрос культивирования чтения в условиях семьи, в частности, общения родителей и детей посредством книги. Ведь именно семья, считают эти авторы, формирует мировосприятие человека, образ жизни и ценностные ориентиры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Система финансирования библиотек и бф в современных экономических условиях
Библиотеки нуждаются в постоянном основном источнике финансирования для планирования таких необходимых расходов как приобретение книг и других ресурсов, уход за помещениями и поддержания уровня персонала. Данное финансирование обычно пост ...

Греческая улица в Одессе
На одной из круч, нависших над морем, на рубеже XVIII-XIX веков был построен комплекс зданий под названием «Карантин», по-французски «сорок один»,так как именно столько требовалось времени, чтобы распознать, больны ли люди, прибывшие в Од ...

Правила аргументации
1. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее. Например: Я хочу поговорить о. .; Меня сегодня интересует вопрос о .; Существует такая проблема . и т.д. 2. Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru