Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Семья и её роль в развитии детского чтения
Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого переживания, когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения. Освоение действительности как реальной, так и отражённой в книге, происходит у младшего школьника главным образом через взрослого. Поэтому именно в этом возрасте или на данном этапе развития важно приучать ребёнка к чтению через семейный опыт или через семейные чтения.
Поэтому, сегодня основным социальным институтом, занимающимся формированием ребенка-читателя в дошкольном возрасте, является семья. Как показывает практика, вмешательство со стороны библиотеки в формирование личности ребенка-читателя дошкольного возраста пока минимально, хотя в последнее десятилетие в России важным направлением деятельности библиотеки является работа с семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Библиотеки семейного чтения, осознав значимость работы с данной группой читателей, привлекают родителей к совместному чтению с детьми, используют различные формы и методы работы, хотя о системе взаимодействия с семьями детей этого возраста говорить пока сложно.
В школьном возрасте наряду с семьей на формирование ребенка влияет школа, её образовательная деятельность. При этом особую роль в развитии его читательских способностей играет библиотека. После освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки. Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке [24, с.38 –40].
Негативным фактором, несомненно, в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора.
Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума [24, с.41 – 42].
Сегодня многие специалисты, как в области библиотечного дела, так и в области педагогики, такие как И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н. Тимофеева, Н. И. Лифинцева и др. отмечают, что семья во многом утратила силу положительного влияния на детей и на детское чтение в частности. Восстановить это влияние только на основе семейного чтения невозможно. Однако и уменьшать его роль было бы ошибкой, тем более, что при педагогически и психологически грамотном подходе к нему открываются широкие возможности духовного взаимодействия взрослых и детей.
С. А. Денисова утверждает, что развитие детского чтения напрямую зависит от чтения самих родителей. Это – проблема всей семьи, и решать ее, по мнению автора, надо совместно. В ее решении в первую очередь должна принять участие школьная библиотека, которая пока еще мало связана с родителями. Говоря о чтении детей, С. А. Денисова отмечает, что школьное изучение литературы отбивает у учеников охоту читать. Родителям, по мнению С. А. Денисовой, следует активнее использовать свое право влиять на выбор школьных учебников для детей [5, с.31].
Неоспорима сегодня, по мнению С. А. Денисовой, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, по утверждению автора, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье. Большое значение, по словам С. А. Денисовой, имеет состав домашней библиотеки, отражающий вкус и род профессиональных занятий и интересов родителей. Это тоже во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребенка и подростка [5, с.32].
По мнению И. И. Тихомировой, детская книга в семье — индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимопонимания между ними.
Сегодня многими специалисты, как в области библиотечного дела, так и в области педагогики, такими как И. И. Тихомирова, Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, С. А. Денисова, И. Н. Тимофеева, Н. И. Лифинцева и др. отмечается, что повысилось значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений. В этом отношении особую роль сегодня приобретает, по мнению И. И. Тихомировой, Л. О. Бересневой, Н. И. Бочкаревой, С. А. Денисовой, И. Н. Тимофеевой, вопрос культивирования чтения в условиях семьи, в частности, общения родителей и детей посредством книги. Ведь именно семья, считают эти авторы, формирует мировосприятие человека, образ жизни и ценностные ориентиры.
Прочее на сайте:
Франческа Петрарка
Франческа Петрарка снискал у современников славу выдающегося поэта и почитателя античной литературы. Но уже позже – оценили в нем мыслителя, философа.
Гуманистическое начало было поставлено Петраркой в центр философии. Воспитанный в хрис ...
В глубь веков
В стороне от шумной, оживленной дороги среди вечно зеленой рощи маячат небольшие палатки. Между ними виднеются наскоро сколоченные строения. Под их крышей расставлены длинные столы и такие же скамьи.
Здесь размещаются участники археологи ...
Влияние Ренессанса на Европейское просвещение
“Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, ...