Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Семья и её роль в развитии детского чтения

Статьи » Детское чтение, как педагогическая проблема » Семья и её роль в развитии детского чтения

Страница 1

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [16, с.257].

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые – их родители [26, с.32].Семья – это оптимальная среда эмоционального и нравственного формирования личности ребенка, она обладает рядом характеристик, необходимых для этого. К ним отнесены тип семьи, ее структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Для решения задач воспитания и приобщения ребенка к чтению в семье все вышеперечисленные факторы необходимо рассматривать в совокупности [20, с.1 – 2].

Сегодня семья, пережив ряд реформаторских изменений государственного масштаба, находится в кризисном состоянии. Признаком кризисного состояния семьи является невыполнение ею ряда функций, прежде всего репродуктивной и воспитательной. Все это не могло не сказаться на процессе формирования ребенка как читателя. Сегодня семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Некоторые родители мало читают или не читают вообще. Следовательно, учитывая сложившиеся обстоятельства, сложно говорить о родителях как об организаторах чтения детей. И это актуальная на сегодняшний день, как среди библиотекарей, так и среди педагогов проблема, решать которую, необходимо сообща [26, с.32].

Семейное воспитание – более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша [16, с.257].

Семья – главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге [5, с.30].

Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. Из этого следует, что важный фактор, влияющий на развитие детского чтения в нашей стране – это, безусловно, семья. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [26, с.32 – 33].

Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей. Для того, чтобы определить роль семьи в чтении современных детей, библиотекари приглашают родителей посетить детскую библиотеку, беседуют с ними о детском чтении, его особенностях, бывают на родительских собраниях в школах, просят их ответить устно или письменно на такие вопросы: «Есть ли у ребенка личная библиотека? Сколько в ней книг? Какие газеты и журналы выписываются для детей? Какие положительные качества развивает у ребенка чтение?» [26, с.34 – 35].

У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, утверждает И. И. Тихомирова, чем у тех, чьи родители не подают в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми – это сближает их. А также помогает ребёнку лучше усвоить их содержание. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтения-слушания художественных произведений является начальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще.

Резкое снижение времени семейного чтения – факт общеизвестный, несмотря на увещевания педагогов, психологов, библиотекарей, что именно в это трудное для ребенка время (период школьной адаптации) важно не прекращать традиции семейного чтения. Первоклассник в это время бьется над отработкой техники чтения: чего стоят хотя бы ежеквартальные школьные замеры скорости чтения, нередко доводящие детей до слез, вызывающие невротические реакции, формирующие у многих стойкий страх перед чтением [26, с.35 – 37].

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Массовая культура и проблемы воспитания в современном обществе
К массовой культуре традиционно относят такие обширные области, как кино, телевидение, радио, массовая печать, популярная музыка, феномены из области моды и образа жизни, более того весь разнообразный комплекс условий, в которых живет сов ...

Акрополь в последующие эпохи
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом ...

Признаки клубного объединения
Важнейший признак клубного объединения – относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru