Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Восточная культура

Статьи » Восток, как тип культуры » Восточная культура

Страница 5

С 1192 по 1333 годы – период Камакура. Наблюдается более глубокая народная основа, усиливается интерес к действительности и истории. Особенно ценились мужество и простота.

В XII – XIII веках в Японию проникло учение дзэн-буддизма. Особенно популярным оно стало в самурайских кругах.

Согласно ему духовное самосовершенствование личности достигается интуитивным самосознанием, приводящим к просветлению сознания – сатори, то есть мгновенному и всецелому осознанию истины, и прижизненному спасению. Учение дзэн с его отрицанием авторитетов, проповедью значительности любой повседневной деятельности легко проникало во все сферы жизни. В режиссуру спектаклей театров ноо и кабуки вошли упражнения с оружием. Теперь постановки этих театров по обилию батальных сцен напоминали рыцарские турниры.

Литературные произведения в период Камакура создавались для самураев, отражали их мировоззрение и неписанный кодекс чести поведения.

Ведущим жанром самурайской литературы стали историко-героические повести. В первые век классического Средневековья в Японии продолжалось развитие поэзии танка.

Пространственные искусства в период Камакура находились также под сильным влиянием дзэн-буддизма. Это проявлялось в подчеркнуто строгом облике дзэнских монастырей. В монастырях не было даже пагод, и все постройки считались священными. Тяга к простоте и героической выразительности проявилась в создании 12-метровой бронзовой статуи Будды в Камакура.

С упразднением сложных обрядов начинает сужаться круг культовых изображений. Популярными становятся пластические и живописные изображения дзэнских патриархов, возводившихся в ранг святых, и военачальников. В их обликах ценились отрешенность от суеты и суровая мужественность.

С 1333 по 1575 год – период Муромати, получившего свое название по имени квартала в старой столице Киото, где располагалось военное правительство. XIV век – время феодальных усобиц. Оно оказалось переходной порой, подготовившей культурную историю Японии к последней стадии Средневековья.

Переходный период XIV в. Наиболее ярко отразился в трех письменных памятниках.

Первый – «Описание Великого мира», создан в жанре исторической повести. Второй – «История правильной преемственности божественных монархов». И третий – «В часы досуга и пусточасья», созданный в жанре лирических эссе.

Эти три произведения знаменовали собой приближение новой эпохи. Японская традиция называет ее временем, когда «герои обосновывались в отдельных местах» и когда «низы одолевали верхи». В жизнь и в искусство все более привносятся элементы изящества, все более удаляются они от религиозных канонов и обращаются к светским мотивам. Лучшие произведения архитектуры – не храмы, а замки.

В XIV – XVI вв. сложилось искусство монохромной живописи – картина, выполненная водой и тушью, и картина, выполненная тушью. Задачей художников было заставить дух изображаемого предмета двигаться на бумаге, каждый мазок кисти при этом должен пульсировать в такт живому существу.

Пределом и синтезом всего дзэнского искусства является классический театр ноо. Театральное искусство представляло собой музыкально-танцевальные пьесы с драматическими игровыми интермедиями. Возникает также профессиональный кукольный театр – дзёрури. Свои национальные особенности это искусство приобрело благодаря соединению кукольных представлений со старинным народным песенным сказом, исполнявшимся нараспев бродячими поэтами под аккомпанемент струнного инструмента – бива.

Период Эдо (1614 – 1868) –завершающий период японского феодализма и начало Нового времени. Главными творцами и потребителями культурных ценностей были представители третьего сословия (горожане).

Усиление демократических начал в литературе вызвало появление к жизни простонародную лубочную повесть и комическую поэзию. Городская проза рождалась как упрощенная версия придворных моногатари, воинских эпопей, буддийских книг или как литературная обработка эпических жанров фольклора. Этим обусловлены краткость текста, динамичность сюжетов с финальной моралью.

Народным творчеством был введен в жизнь и новый драматический жанр – театр кабуки (мастерство музыки и танца).

В XVII веке сложились основные жанры ксилографии – гравюры на дереве, а в XVIII в. Завершилось оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями искусства стали герои театра кабуки, торговцы, гейши.

С усилением внимания к предметному миру в XVII – XVIII вв. наблюдается расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, изделия из лака, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно. Широкую известность приобрели за пределами Японии изделия из цветного лака. Они делались из дерева, папье-маше, шелка, затем многократно покрывались лаком. Лаковые изделия эпохи Эдо обогатились сочетанием резьбы и рельефа с инкрустацией золотом и перламутром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее на сайте:

Последняя жертва
Одно из интереснейших произведений Франца Хайтмана так и не дошло до нас. Речь идет о кирхе, строительство которой началось в 1907 и закончилось освящением 18 декабря 1910. Кирха, о которой идет речь, построена в стиле позднего ренессанс ...

История Танца - Фокстрот
Фокстрот — развившийся в 1912 г. в США из не столь темпераментного ванстепа новый парный танец. Существует ошибочное мнение, что название танца произошло от английского слова foxtrot, что переводится как «лисья походка». На самом деле это ...

Биоформы в интерьере
Бионика - сравнительно новое направление. Многим кажется, что становление этого течения началось с изобретения новых материалов, произведённых благодаря современным продуктам органической химии - полимерам. Новые материалы обладают высоко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru