Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Восточная культура

Статьи » Восток, как тип культуры » Восточная культура

Страница 2

1. Жизнь есть страдание.

2. Имеется причина страданий, заключающаяся в жажде жизни, наслаждений.

3. Возможно избавление от страданий.

4. Имеется путь, ведущий к избавлению от страданий.

Это – так называемый восьмеричный путь Будды, поскольку он состоит из восьми этапов. Прошедший восьмеричный путь Будды достигает нирваны - особого бытия, где нет рождения и смерти, где господствует покой и невозмутимость. Нирвана – это освобождение от кармы и выход из колеса рождений.

Буддизм распространялся постепенно и в средние века превратился в одну из мировых религий. Но распространялся уже в основном за пределами Индии – в Китае, Японии, Бирме, Тибете.

Развитие письменности в Древней Индии начиналось дважды – сначала в хараппской культуре, а затем после вторжения Ариев. Письменность хараппской культуры до сих пор не расшифрована. Собственно индийское письмо появляется довольно поздно – примерно V век до н.э. Обычным материалом для письма был высушенный лист пальмы особого сорта. В некоторых районах Древней Индии использовалась береста, а также бумага, шелк, тонкие деревянные или бамбуковые дощечки, медные пластинки. Принцип изготовления бумаги древние индийцы заимствовали из Китая.

Больших успехов древние индийцы достигли в научных познаниях: астрономии, математике, анатомии. Вклад Древней Индии в мировую культуру поистине огромен. По сути дела, вся Юго-Восточная Азия обязана большей частью своей культуры Индии. Всему миру Индия подарила сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые специи, шахматы, десятичную систему счисления. Невозможно переоценить влияние на весь мир духовного наследия Древней Индии. В частности, некоторые ученые высказывают гипотезу о влиянии древнеиндийской культуры на раннее христианство. Подлинным шоком для европейской культуры было открытие всего богатства древнеиндийской мифологии. Характерный для духовной традиции Древней Индии принцип насилия вызвал и продолжает вызывать мощный резонанс в современной культурной ситуации.

Китайская культура

Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тоже было патриархальным.

Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо, далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной. Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубокой древности. Это в сущности первопредки, ставшие культурными героями.

В эпоху Чжоу (XII-V вв. до н.э.) окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматривается в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре.

Мифология давала и определенное объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян - темные и светлые начала. Первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей вероятности, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.

Традиционализм древнекитайской культуры был тесно связан с подавлением индивидуальности. Все неповторимо личностные проявления порицались, а действия в соответствии с заданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести. Такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок.

Специфика древнекитайской культуры состоит в том, что если в других культурах разные культы последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, здесь мирно сосуществуют почти в неизменном виде с ценностями и структурами принципиально иного типа, резкие контрасты отсутствуют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее на сайте:

Акрополь в последующие эпохи
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом ...

Чум
Сибирь - огромный регион нашей страны. "Географы различают собственно Сибирь и Дальний Восток. На территории собственно Сибири выделяются регионы: Западная (бассейн реки Обь, между Уралом и Енисеем), Южная (Алтай, Саян, Тува, Бурятия ...

Методология библиотековедения
Надежность, глубина познания любой науки (в том числе и библиотековедения) напрямую связана с арсеналом используемых ею средств и методов. Долгое время отечественные исследователи пользовались ограниченным количеством методов, первенство ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru