Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Возрождение

Статьи » Возрождение

Страница 2

Именно городская культура создала новых людей. Самоутверждение личности в эпоху Возрождения не отличалось вульгарно-материалестическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее влияние здесь оказала христианская традиция. Возроженцы осознали ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Пристальный интерес к античности создавал уникальную и неповторимую культуру, которая была прерогативой верхов общества.

За обращением к античности стоял наивный оптимизм мышления, нужда в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступила классическая древность. Из философских учений античности прежде всего платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возроженцев.

Неоплатонизм был знаком возроженцам. Античный неоплатонизм был в своей основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения, круговорота вещества и душ в природе, направлен на теорию абсолютной личности. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается возвысить и утвердить материальный мир, а с другой – у него много общего со средневековым неоплатонизмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности.

Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу – вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, - но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить свою жизнь в тесном мире, центром которого был сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились сомненья: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев.

В эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач.

В эпоху итальянского Возрождения невозможно не заметить другой, противоположной тенденции – ощущения человеком трагичности своего существования. Эта тенденция присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей.

В эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Бердяев пишет: “Тайна Возрождения – в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества ”.

Данте Альгьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого появились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на веке вперед. Его стиль написания готличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики – взаимоотношениями “земной” и “небесной”. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуозная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земною любовь, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее на сайте:

Исламская словесность. Художественная культура
В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие арабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, ...

Сойдутся ли Восток и Запад
НА будущее отношений европейской и исламской цивилизаций можно,видимо,смотреть с достаточно обоснованным оптимизмом.Обьективные предпосылки для их сближения создаёт все большее вовлечение мусульманских стран в процессы модернизации.Там пр ...

И. Кант и Калининград
Иммануила Канта (1724-1804) можно смело назвать самой загадочной и самой знаковой личностью Кенигсберга. ОН родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге (Восточная Пруссия) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта были протестантами ( ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru