Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Возрождение

Статьи » Возрождение

Страница 2

Именно городская культура создала новых людей. Самоутверждение личности в эпоху Возрождения не отличалось вульгарно-материалестическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее влияние здесь оказала христианская традиция. Возроженцы осознали ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Пристальный интерес к античности создавал уникальную и неповторимую культуру, которая была прерогативой верхов общества.

За обращением к античности стоял наивный оптимизм мышления, нужда в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступила классическая древность. Из философских учений античности прежде всего платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возроженцев.

Неоплатонизм был знаком возроженцам. Античный неоплатонизм был в своей основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения, круговорота вещества и душ в природе, направлен на теорию абсолютной личности. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается возвысить и утвердить материальный мир, а с другой – у него много общего со средневековым неоплатонизмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности.

Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу – вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, - но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить свою жизнь в тесном мире, центром которого был сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились сомненья: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев.

В эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач.

В эпоху итальянского Возрождения невозможно не заметить другой, противоположной тенденции – ощущения человеком трагичности своего существования. Эта тенденция присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей.

В эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Бердяев пишет: “Тайна Возрождения – в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества ”.

Данте Альгьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого появились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на веке вперед. Его стиль написания готличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики – взаимоотношениями “земной” и “небесной”. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуозная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земною любовь, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее на сайте:

Скульптура
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Взаимоотношение скульптуры и архи ...

Икона - живописное произведение
Иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске. Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и ...

Влияние художника на мастеров 20 века
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, до ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru