Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь

Статьи » Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь

Страница 7

стория второго обретения святых мощей Сторожевского чудотворца весьма любопытна. В советскую эпоху они тайно хранились в благочестивой православной семье, особо почитавшей преподобного Савву. Михаил Михайлович Успенский – заслуженный художник РСФСР, происходящий из известной московской семьи. Его отец, Михаил Васильевич, профессор медицины, – основатель первой в Москве отоларингологической клиники. Михаил Михайлович приходится племянником писателю Николаю Успенскому и внучатым племянником Глебу Успенскому. Супруга его Софья Дмитриевна – дочь купца 1-й гильдии Дмитрия Лепахина, владельца шоколадной фабрики.

После свадьбы (случившейся почти сразу после революции) молодожены уехали из неспокойной столицы в Звенигород, где в 1920 году родился у них сын, нареченный Саввой в честь преподобного. В Звенигороде бывала у них Анастасия Ивановна Цветаева с сыном Сережей, страдавшим заболеванием легких. В 1920-е годы Михаил Михайлович, в то время сотрудник Государственного Исторического музея и член областной комиссии по охране памятников, был приглашен на Лубянку. Вызвавший его сотрудник, указав на блюдо, на котором лежало нечто, укрытое материей, велел передать его в музей. Относительно укрытого материей этот человек сообщил, что это останки Саввы Сторожевского, и просил поместить их «куда сочтете нужным». По тону было ясно, что он советует спрятать мощи в надежное место.

Хранить «предметы культа» в те времена было смертельно опасно. Сначала Успенский прятал святые мощи дома, но потом, уложив их в полотняный мешочек, помещенный в специальный сосуд с плотной крышкой, зарыл в саду на даче. После пожара, уничтожившего дачу, Михаил Михайлович перевез мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти, беспокоясь об их судьбе, он обращался к отцу Евлогию, на тот момент эконому Троицу-Сергиевой лавры (ныне – архиепископ Владимирский и Суздальский), с вопросом, как быть с мощами, Но тогда сделать что-либо не удалось, и на смертном одре Успенский просил исповедавшего и причастившего его священника передать святыню отцу Евлогию. Ситуация в стране вскоре поменялась, и святые мощи преподобного Саввы Сторожевского были переданы Церкви, в московский Свято-Данилов монастырь. Случилось это при Патриархе Пимене, который особо почитал Сторожевского святого. Нахождение ковчежца с мощами преподобного именно в Свято-Даниловом монастыре вполне закономерно: Савва Сторожевский издавна считается – вместе с Даниилом Московским – небесным покровителем Москвы и москвичей.

А в 1998 году, к юбилею Саввиной обители, к которому было приурочено возвращение преподобного в родной монастырь, отреставрировали уникальный иконостас Рождественского собора, обновили стенные росписи, отлили и подняли на звонницу первые 10 колоколов. По старым образцам была воссоздана рака для мощей преподобного и восстановлен его скит.

Само празднование началось 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря, где с 1985 года хранились мощи святого подвижника. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчежец с мощами под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом через Святые врата монастыря и отправился в путь в сопровождении колонны автобусов и автомобилей.

В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как Божью милость, явленную Звенигородской земле. Под несмолкающий колокольный звон многотысячный крестный ход подошел к Святым вратам обители, из которых вышел Святейший Патриарх, принял ковчежец со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в раку в Рождественском соборе началось праздничное Всенощное бдение.

В Саввино-Сторожевском монастыре произошли одни из первых столкновений защищавших святыни людей с распоясавшимися представителями коммунистической власти.

В середине мая 1918 года у монастырских стен произошло знаменитое убийство Макарова, явившегося в обитель в сопровождении других большевиков для конфискации хлеба и составления описи монастырского имущества. По звону колокола простые люди, в основном крестьяне, собрались у северного входа в монастырь – Макаров подходил к обители со стороны монастырской гостиницы, в которой он расположился в качестве коменданта. Когда большевики потребовали у наместника иеромонаха Макария (Попова) ключи от монастырской ризницы, тот отвечал, что с благословения архиерея не может сдать монастырское имущество. При более настойчивом требовании крестьяне встали на защиту обители. Взаимное ожесточение усилилось настолько, что завязалась драка, в которой Макаров был убит, а сопровождающие его большевики ранены; один из них скончался по дороге в больницу. После расправы над большевиками люди двинулись в город для свержения власти советов в уезде. Вскоре прибывший отряд подавил это выступление.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Прочее на сайте:

Давид
Одна из этих статуй изображает Давида (1619 Рим, галерея Боргезе). Библейская легенда рисует образ смелого юноши, который пастушеским оружием - камнем, пущенным из пращи, убил грозного врага, великана Голиафа. Искусство эпохи Возрождения ...

Межкультурное взаимодействие и его виды
Исследователи межкультурных взаимодействий различным образом подходят к их типологизации и классификации. Так, одна из наиболее простых типологий основывается на прямой аналогии с взаимодействием биологических популяций. В качестве основн ...

Раннее новгородское зодчество XI - первой половины XII века
Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их облик суров, так как князья стремились ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru