Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Первые греческие поселения на территории Украины

Статьи » Греческая культура в Украине » Первые греческие поселения на территории Украины

Уже начиная с VIII в. греческие колонии начинают заселять побережье Черного и Азовского морей. Греки, покидавшие родные края из-за войн и междоусобиц, искали не только новые рынки сбыта для своей продукции, но и старались защитить и сохранить свою культуру и традиции. Приходят они к нам из городов коренной и малоазийской Греции, и, начиная от устья Днестра и заканчивая самыми дальними заливами Азовского моря (Меотидами), покрывают побережье сетью торговых городов-факторий. Самыми важными из них были: Тира – при устье Днестра, на руинах которой вырос украинский Белгород-днестровский (Аккерман), Ольбия (была основана ок. 645 г. до н.э.) при устье Буга (недалеко от современного Николаева), Херсонес на южно-западном и Теодосия (позже Каффа) на юго-восточном побережье Крыма (ныне Керчь) и множество других.

Тогда, когда полудикие степные орды врывались на наши земли, уничтожая все на своем пути, греческие колонисты пришли к нам с мирной веткой торговли и культуры. И хоть они и не удержались перед азиатскими степными набегами, но оставили после себя очень многое: не только в руинах своих колоний, но и в духовной культуре своих соседей и последователей.

Вывозя из Украины скот, рыбу, мед, воск, шерсть, хлеб, привозили сюда вино, оливы, материю, металлические предметы, разрисованную, металлическую и глиняную посуду, различную галантерею и даже надгробные памятники! Все это в корне меняло культуру и быт их соседей; одни становились «полугреками», другие передавали греческую культуру на далекий север и восток.

Чисто демократический лад и республиканское устройство, перенесенное греческими колонистами на побережье Черного моря, очень скоро стало пагубным в новых условиях их жизни. Достаточно сказать, что политическая сила и влияние греческих колоний не распространялись дальше, чем за пределы их городов. Проживая отдельно миниатюрными городами-государствами, греки не додумались создать хотя бы оборонительный союз своих колоний для отпора варваров, которые со всех сторон зарились на их добро. Один лишь Пантикапей, благодаря наполовину монархическому устройству, сумел организовать ряд греческих колоний над Азовским морем в союз, который долго сопротивлялся варварам, и даже расширил свое политическое влияние на колонии Крыма.

Остальные колонии очень скоро попали в опасную для культурной жизни зависимость от варваров, выплачивая им непосильные дани, а в некоторых случаях и признавая их власть. И, наконец, когда они уже ничего не могли сделать, поддались под опеку бóльшим милитарным государствам, не сторонясь даже персов, с которыми их родина вела войну не на жизнь, а насмерть. Поход персидского короля Дария на скифов в 513 г. до н.э. был последствием этой опеки греческих черноморских колоний персидской державой. Когда же коренная Греция сломила силу Персии, черноморские греки попали под охрану атенского морского союза, благодаря которому в V и VI в. начался расцвет высокой культуры и благосостояния. Но упадок Атен потянул за собой и упадок колоний: ни македонцы, ни понтийский король Митридат V, который, разбив скифов, заложил Босфорское Царство, уже не могли обеспечить их развития. Черноморские, греческие колонии уже отживали свой век. Не помогла им охрана организованной римским цесарем Траяном Дакии (106 г. н.э.). Все они превратились в руины под беспощадным напором степных орд, а некоторые, как Пантикапей стали столицами варварских государств.

Превратились в руины и перестали существовать, но влияние, которое было во время их существования и культурные достижения, оставленные последователям, не остались незамеченными; вся Европа до сих пор живет на огромном культурном наследии, оставленном древней Грецией.

Рассказ Геродота о скифском царе Скиле, который увлеченный культурой греческих колоний жил двойной жизнью – у себя дома жизнью скифа, а пребывая в Ольбии жизнью грека, очень убедителен. И, правда, полугреками становились все, кто столкнулся с греческими, черноморскими колониями. А как далеко распространялось их влияние, свидетельствуют современные раскопки: прекрасную греческую посуду откапывают не только на Черноморье, но и в окрестностях Киева, Харькова, Полтавы и даже в Галиччине.

Прочее на сайте:

Ранний этап развития готического искусства
Франция. В отличие от предшествовавших стилей можно указать время возрождения готики с исключительной точностью: 1137—1144 гг.; именно в этот период аббат Сугерий осуществил перестройку церкви королевского аббатства Сен-Дени в непосредств ...

Биография Майи Плисецкой
Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому ...

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления
Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, от ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru