Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Главные герои, образы, их характеристики

Статьи » Балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева » Главные герои, образы, их характеристики

Страница 1

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять картин.

I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.

II действие.4 картина – светлый мир любви, венчание.5 картина – ужасная сцена вражды и смерти.

III действие.6 картина – прощание.7, 8 картины – решение Джульетты принять снотворное зелье.

Эпилог.9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

I акт

1-я картина разворачивается среди живописных площадей и улиц Вероны, постепенно наполняющихся движением после ночного отдыха. Сцена главного героя - Ромео, "томящегося тоскою по, любви", ищущего уединения, сменяется ссорой и боем представителей двух враждующих фамилий. Разбушевавшихся противников останавливает грозный приказ Герцога: “Под страхом смерти - разойдитесь! "

Сюжетная: канва 1-й картины воплощена в музыке так, что в балете возникает постепенный переход от лирико-жанровых эпизодов к драматическим. Изменение образности связано с последовательным ускорением, создающим в контрастном действии единую линию сценического ритма. В начале картины (№ 1-вступление, №2-"Ромео") господствует лирика и звучит ряд основных лирических тем, представляющих главных героев: темы любви, Джульетты, любовного танца и Ромео. Их объединяют красота мелодической линии, светлый колорит, мажорность, небыстрый темп.

Вслед за лирикой Прокофьев показывает жанровый фон картины просыпающихся итальянских улиц (№ 3-"Улица просыпается"), веселья и озорства (№ 4 - "Утренний танец").

Тема улицы обобщает народно-жанровые образы. Скерцозная, угловатая, с подпрыгивающими интонациями, аккордом кластером (фа-диез - соль - ля), она звучит у фагота. Впоследствии эта тема станет темой Меркуцио, появится также в партии Кормилицы.

Постепенно активизирующееся жанровое действие сменяется драматическим, веселье и озорство оборачиваются ссорой и боем (№ 5-“Ссора” и № 6-“Бой”). Жанровость здесь трансформируется: становится более жесткой инструментовка и напряженной динамика, усиливается акцентность, убыстряется темп, внося в музыку черты агрессивности. Кульминация драматического действия – № 7 “Приказ герцога” – создает резкое торможение движения. Медленный темп, грозное звучание кластерных аккордов еще больше подчеркивают роковой характер происходящего, новый план восприятия.

Все начало 2-й картины балета посвящено приготовлению к балу юной Джульетты. Вскоре начинаются праздничное шествие гостей и танцы родовитой знати. Хотя 2-я картина строится на чередовании развернутых жанровых массовых сцен и портретных лирических, центральная ее линия посвящена Ромео и Джульетте. Раскрывая сложное психологическое действие, Прокофьев пользуется приемами кинодраматургии, в первую очередь киномонтажа. Специфика монтажа в кино заключается в том, что сопоставление разных кадров обязательно должно вносить качество, а не просто создать контраст.

Пример нового типа кадрово-монтажного построения - № 10 “Джульетта-девочка”. На протяжении небольшой сцены показываются разные грани характера героини и как бы прорицается ее дальнейшая судьба: превращение шаловливой “непоседы” в нежную и грациозную красавицу; ее страстная и высокая любовь, сделавшая Джульетту бессмертной; и смерть, пресекшая вековую вражду, разорвавшая цепь роковых событий. Под звуки(№ 11 “Менуэта”) официально и торжественно собираются гости. В средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты. №12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу – мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш сменяется насмешливой, шуточной серенадой. №13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo, групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов (как характеристика семейства Капулетти и Тибальда). Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжёлой поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости – образ жестокий и неумолимый. №14 “Вариация Джульетты”.1 тема – звучат отголоски танца с женихом – смущение, скованность.2 тема – тема Джульетты-девочки – звучит грациозно, поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту (из вступления) – в ритме Менуэта (видит ее, танцуя), а второй раз с характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка). №15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова – скерцозное движение полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск, остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку). №16 “Мадригал” - Ромео обращается к Джульетте – звучит 1 тема “Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное ожидание. Прорывается 2 тема – шаловливая тема Джульетты-девушки (звучит живо, весело), впервые появляется 1 тема любви – зарождение. №17 “Тибальд узнаёт Ромео” – зловеще звучат темы вражды и тема рыцарей. №18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец. №19 “Сцена у балкона” – трепетна, разнообразна по смысловым оттенкам, но замкнута по структуре. Ее обрамляет нежная ноктюрновая тема с чертами колыбельной. В лирических эпизодах сцены у балкона сконцентрированы почти все темы любви балета. № 20 “Вариация Ромео”, № 21”Любовный танец” – лирический центр всего балета.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Просвещение
В Византии сохранялись традиции античной образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование получали в частных школах грамматистов обычно в продолжении 2-3 лет. До 7 в. у ...

Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность
В современном языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин “культура” (лат. cultura) перев ...

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления
Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, от ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru