Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева

Статьи » Балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева

Сергей Прокофьев был одним из великих творцов XX века, создавших новаторский музыкальный театр. Сюжеты его опер и балетов поразительно контрастны. Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных им произведений. Свыше 130 опусов написал композитор за период с 1909 по 1952 год. Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанными с детства. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: опера и балет, инструментальный концерт, симфония, соната и фортепианная пьеса, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей. Удивительны широта творческих интересов Прокофьева, его поразительное умение переключаться с одного сюжета на другой, артистическое вживание в мир великих поэтических творений. Воображением Прокофьева завладевают образы скифства, разрабатываемые Рерихом, Блоком, Стравинским ("Ала и Лоллий"), русский фольклор ("Шут"), трагедии Достоевского ("Игрок") и Шекспира ("Ромео и Джульетта"). Он обращается к мудрости и вечной доброте сказок Андерсена, Перро, Бажова и самозабвенно работает, поглощенный событиями трагических, но славных страниц русской истории ("Александр Невский", "Война и мир"). Он умеет весело, заражающее смеяться ("Дуэнья", "Любовь к трем апельсинам"). Выбирает современные сюжеты, отображающие время Октябрьской революции (кантата "К 20-летию Октября"), гражданской войны ("Семен Котко"), Великой Отечественной войны ("Повесть о настоящем человеке"). И эти сочинения не становятся данью времени, желанием "подыграть" событиям. Все они свидетельствуют о высокой гражданской позиции Прокофьева.

Совершенно особой областью творчества Прокофьева стали произведения для детей. До последних дней своих Прокофьев сохранил юношеское, свежее восприятие мира. Из огромной любви к детям, от общения с ними возникли озорные песенки "Болтунья" (на стихи А. Барто) и "Поросята" (на стихи Л. Квитки), увлекательная симфоническая сказка "Петя и волк", цикл фортепианных миниатюр "Детская музыка", драматическая поэма об отнятом войной детстве "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным" (текст П. Антокольского).

Нередко Прокофьев использовал собственные музыкальные темы. Но всегда перенесение тем из сочинения в сочинение сопровождалось творческими переработками. Об этом свидетельствуют эскизы и черновики композитора, игравшие особую роль в его творческом процессе. На процесс сочинения часто непосредственно влияло живое общение Прокофьева с режиссерами, исполнителями, дирижерами. Критические замечания первых исполнителей балета "Ромео и Джульетта" привели к динамизации оркестровки в некоторых сценах. Однако советы принимались Прокофьевым только тогда, когда они убеждали и не шли вразрез с его собственным видением произведения.

В то же время Прокофьев был тонким психологом, и не менее, чем внешняя сторона образности, композитора занимало психологическое действие. Его он также воплощал с удивительной тонкостью и точностью, как в одном из лучших балетов XX века – балете "Ромео и Джульетта".

Прочее на сайте:

Что такое «второй план»
Для меня — это высший идеал в сцене, куске, акте, в спектакле, конечная цель любого искусства. Я всегда связываю второй план с эмоциональным ощущением, которое вызывает произведение в целом и которое можно выразить такими словами, как «пр ...

Типология культур, проблемы и перспективы диалога между культурами
В современной науке существуют различные способы типологии обществ, и все они правомерны с определенных точек зрения. Различают, например, два основных типа общества: во-первых, допромышленное общество, или так называемое традиционное, в ...

Сильвестр Щедрин
Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791 — 1830). Он начинал в то время, когда в русском пейзаже наблюдался некоторый застой: декоративный пейзаж XVIII в. завершал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru