Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Астральные культы на территории Причерноморья

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Астральные культы на территории Причерноморья

Страница 1

Развитие астральных культов на территории Причерноморья не имеет себе аналогов в истории религий. Этот период истории по праву можно назвать как периодом интенсивного духовного поиска, так и периодом небывалого падения религиозных воззрений. Это вносит противоречия и сложность в исторические исследования и объясняет тот факт, что вокруг этой темы до сих пор кипят жаркие научные споры.

История развития астральных культов, в настоящий момент, можно назвать историей эллинизации и романизации, историей возникновения синкретизма. Анализировать этот процесс невозможно без привлечения памятников искусства, этногеографических истоков культов, астрологической символики.

Первые зачатки религиозных воззрений эллинов и первоначальные формы их верований находятся за пределами исторического исследования и восходят до той отдаленной поры, когда их предки жили еще в Азии, не выделяясь из общей семьи арийцев (сами эллины относили установление богопочитания к временам пеласгов) Известная нам религия исторических времен, представляет собою политеистическое обоготворение сил природы, и не слишком далека от своего первоначального характера. Еще в исторические времена культ был связан преимущественно с такими явлениями общественной и частной жизни, которые носили ясные признаки своего происхождения из патриархального быта древнейших времен.

Все сказания о богах, которыми так богата греческая религия, свидетельствуют о таком мировоззрении, которое приписывало жизнь природы действию олицетворенных сил, хотя и отличающихся от материальных элементов природы, но, соединенных с нею и не стоящих вне или выше ее; это силы самой природы, на которые только перенесено представление личности и действия которых являются выражениями воли олицетворенных существ.

Распространившаяся с Востока универсальная астрологическая символика повлияла на религиозные воззрения переселенцев и местного населения. Религиозные воззрения народа, столь богато одаренного духовными силами, не могли остаться на одном уровне развития: чем более в человеке развивалось сознание свободы своей личности, чем яснее он сознавал себя существом, действующим по своей воле и склонностям, тем скорее должно было видоизмениться и его первоначальное представление об олицетворенных силах природы. Они стали представляться ему также свободными, одаренными собственной волей человекоподобными существами, из коих каждое действует, прежде всего, в той области, которая, так сказать, специально ему присвоена и находится в его ведении, но, тем не менее не настолько тесно связано с нею и ею ограничено, чтобы не могло переступать ее и проявлять свою свободную деятельность в других областях. Такова, в сущности, степень развития религиозных верований в Причерноморье.

Формы культов не лишены были всякого значения, в основании их, лежали религиозные идеи; однако нет никаких свидетельств о том, чтобы существовали постоянные, прочные традиции или жреческие учения, которые бы передавались из поколения в поколение и были при случае преподаваемы общине или отдельным лицам; каждому предоставлялось объяснять себе формы культа по собственному разуму.

Внутренней религиозной потребности оставалось или искать утешения в философии, разделившейся к тому времени на множество сект, или предаться суеверию, всевозможные проявления которого легко уживались на этой почве, или, наконец, обратиться к религиям Востока, которые при всех своих грубых заблуждениях и крайностях все-таки имели внутреннее содержание, хранили в себе идеи.

В античных городах Причерноморья, корни которых тянулись в малоазийские греческие города, различные восточные культы были распространены очень рано. Со времени Митридата получил распространение культ Митры, Изиды и Сераписа. Усилилось почитание Кибелы, в Горгиппии изготавливали терракоты с её изображениями. Прежние греческие боги уже редко почитались в их «чистом» виде, распространился, как и в Римской империи, культ синкретических божеств: культ Изиды – Афродиты, о чём говорит находка в Горгиппии бронзовой головки Изиды – Афродиты со змеёй в головном уборе. Изида почиталась римлянами как владычица загробного мира. Культ её был популярен в римских провинциях на Дунае в 1 – 3 вв. н. э. Женское божество, олицетворяющее производящие силы природы, также в это время синкретично. Культ этой богини слился с культом Афродиты – Урании, Афродиты Апатуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее на сайте:

Древнегреческий эпос
Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в VII в.до н.э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. П ...

Леонардо Бруни
Ученым – профессионалом, одним из прямых продолжателей дела Петрарки и Боккаччо и идеологических вождей гуманистов третьего поколения был Леонардо Бруни, или как его часто называли по месту рождения, Леонардо Аретино (1374-1444). Свободн ...

Сильвестр Щедрин
Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791 — 1830). Он начинал в то время, когда в русском пейзаже наблюдался некоторый застой: декоративный пейзаж XVIII в. завершал ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru