Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Афинский Акрополь в античные времена. Основание и строительство Акрополя

Статьи » Древняя Греция. Акрополь. Скульптура: Фидий, Поликлет, Мирон » Афинский Акрополь в античные времена. Основание и строительство Акрополя

Страница 2

Несомненно, к древнейшим культам Афин восходит и культ Зевса, сопровождавшийся убийством быка, - обряд, возникновение которого в предании связано с Эрехтеем. На алтарь Зевса на Акрополе клали ячмень, смешанный с пшеницей, или пироги из ячменной и пшеничной муки. Вокруг алтаря водили быков и убивали того из них, кото­рый первым начинал есть пииту на алтаре. Топор и нож, приготовлен­ные для жертвоприношения, предварительно омывались чистой водой жрицами-гидрофорами. Один из жрецов ударял быка топором, а дру­гой перерезал ему горло. И топор и нож сразу же отбрасывались прочь, а нанесшие удар быстро убегали. Шкура быка осторожно снималась, мясо раздавалось всем присутствующим, затем шкуру набивали соло­мой и сшивали. Чучело быка запрягали в плуг как бы для пахоты. Царь совершал суд по делу об убийстве быка. При этом вызывали всех участников жертвоприношения и предлагали им защищаться “Из них девушки-гидрофоры заявляли, что виновны не столько они, сколько те, кто точил топор; точильщики обвиняли того, кто подавал топор, а этот - того, кто убил; тот же, кто это сделал, обвинял нож, и нож (безгласный) признавался виновным в убийстве” (Теофраст у Порфирия (III—IV вв. н. э.), О воздержании от употребления в пищу живот­ных, II, 28 ел.).

В объяснение этого странного обычая рассказывалась легенда о том, что некий земледелец Сопатр (по другой версии Диом), при­неся в жертву плоды и медовый пирог, увидел, что часть его при­ношений съел, а часть затоптал бык-пахарь, вернувшийся после работы на Акрополь.

Судебный процесс, без сомнения, происходил на Акрополе. По традиции, суд перешел к басилевсу-жрецу, включенному затем в кол­легию архонтов, и происходил в Басилейоне у Буколия. Вероятно, резиденция басилевса в этот период была во дворце или около него. Представление о наличии на Акрополе быков находит отражение в названии “Буколий”; т. е. “место для загона быков” .

Культ Зевса, как и другие культы того времени, связан с земле­делием, носившим еще очень примитивный характер. В рассказе отражен культ быка-пахаря, который вспахивает священную пашню, расположенную на северном склоне Акрополя. Запрещение приносить в жертву на Акрополе быка, приписываемое Плутархом Солону, свидетельствует о широко распространенном обычае жертвоприноше­ния быков еще и в период власти евпатридов. Алтарь и статуя Зевса Вышнего (позже Зевса Полнея) находились вблизи Гекатомпедона, на северном склоне Акрополя, т. е. в пределах дворцовых построек.

Почитание палладиума Афины (древнего деревянного изображе­ния богини), упавшего по преданию с неба, происходило во внутренних помещениях дворца. В святилище Деметры находилось древнее изображение быка, которого кормила из своих рук Афина, отложившая в сторону шлем. Несомненно, и культ змеи был связан с дворцовыми куль­тами, поскольку позже в Эрехтейоне, построенном на месте древних святынь Акрополя, жила змея, получавшая ежедневно питание от жрецов. С комплексом дворцовых построек связана и площадка, распо­ложенная рядом с северным портиком Эрехтейона. Эта площадка, обрамленная с трех сторон ступенями, напомнила Л. Б. Голланду ана­логичные плдощадки Кносса и Феста, где происходили, по-видимому, игры с быками.

Исследователи предполагают, что в Афинах эта площадка слу­жила для ритуальных игр и священных танцев, связанных, вероятно, также с магическим культом плодородия и процветания страны. Павсаний еще видел на Акрополе статую быка, которую Совет Арео­пага поставил в память о быке-пахаре (I, 29, 2), изображение Геи, наполовину вышедшей из земли и умоляющей о дожде, так как после убийства первого быка-пахаря у алтаря разгневанные боги иссушили зноем землю Аттики (I, 24, 3); он видел и статую Афины с ростком оливкового дерева, и Посейдона, вызывающего на поверхность волну источника (I, 24, 3), и, наконец, статую Зевса Полнея (I, 24, 4), в связи с которой Павсаний и рассказывает легенду о быке-пахаре.

На древность этих культов указывают и стихи Гомера. В “Илиаде” (II, 550) поэт говорит о том, что во дворце Эрехтея, рожденного паш­ней, дарующей хлеб, Афину ежегодно умилостивляют “быками и бара­нами”. В рассказе о жертвоприношениях быка Зевсу упоминается стол, на котором были положены бескровные жертвы от урожая. Наряду с выражением “бык в городе” (“медный бык, посвященный Советом”). Г. В. Эльдеркин обращает внимание, что в “Одиссее” в рассказе о предательском убийстве Эгисфом Агамемнона сказано: он убил его так, “как если бы кто-нибудь убил быка у стола” (IV, 535). Вероятнее всего, это представление о столе связано с известным издавна умерщвлением быка в Афинах у бронзового жертвенного стола Зевса, тем более, что такой бронзовый стол может быть отожествлен со сто­лом (фатнэ), числящимся в официальной описи сокровищницы в храме Афины: “четыре серебряных фиалы на фатнэ”. Судя по изображениям . жертвоприношения быка на саркофаге из Агии Триады (Крит), серебря­ные фиалы могли употребляться для крови жертвенного быка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее на сайте:

«Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства» и амалиенау
В 1898 году было основано «Кенигсбергское общество недвижимого имущества и строительства». Возглавляли его архитекторы и советчики по строительству Фридрих Хайтманн и Иозеф Кречманн. По их проектам в городе были построены десятки роскошн ...

Барокко как постренессансная культура
XVII век начинается – и в сознании пришедших в него из ренессансной культуры В. Шекспира, М. Монтеня, Микеланджело, Тициана, Эль Греко, и в мировосприятии новых поколений мыслителей и художников, в атмосфере разочарования в ренессансной в ...

Давид
Одна из этих статуй изображает Давида (1619 Рим, галерея Боргезе). Библейская легенда рисует образ смелого юноши, который пастушеским оружием - камнем, пущенным из пращи, убил грозного врага, великана Голиафа. Искусство эпохи Возрождения ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru