Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль

Статьи » Древнее искусство народов юга Приамурья » Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль

Страница 4

Из всего сказанного следует, что имела место длинная эволюция древнего искусства амурских племён, причём на том этапе, который находится уже в пределах эпохи металла, железного века, судя по Калиновке и личинам Сакачи-Аляна, эволюция эта шла в двух вариантах, географически различных, - южном и северном. Первый вариант характеризуется тяготением в орнаменте к кривой линии; второй - к прямой. Возможно, здесь обнаруживается связь, с одной стороны с искусством северных, таежных племен (прямолинейный стиль), а с другой - южных, т.е. амурских (криволинейный стиль).

В настоящее время известны шесть местонахождении наскальных изображений на Нижнем Амуре и в долине Уссури, образующих резко выраженную самостоятельную группу среди всех других таких изображений Северной Азии и других областей азиатского материка. Это Сакачи-Алян и Кия, Шереметьевское и Уссури, рисунки в Калиновке и у бывшего стойбища Май в низовьях Амура.

Изучение петроглифов Нижнего Амура и Уссури приводит к следующим историческим выводам.

Еще в мезолите, примерно 10-12 тысяч лет тому назад, когда на Нижнем Амуре еще не было известно искусство изготовления глиняной посуды, на камнях в Сакачи-Аляне появились первые изображения птиц и животных.

В неолите, около 6-5 тысяч дат тому назад, на Нижнем Амуре развивается сложная и высоко развитая по тому времени культура оседлых рыболовов и охотников, в жизни которого первостепенное место занимала добыча проходной морской рыбы, кеты и горбуши. По берегам Амура помещались поселки из огромных, нередко и многочисленных зимних домов с углубленным в зимнем основании котлованом.

Характерной чертой этой неолитической культуры являлось своеобразное искусство, в основе которого находится особый орнаментальный стиль, богато развитая криволинейная орнаментика: спирали, "амурская плетёнка" - сетка из переплетающихся кривых линий. В неолите, а может быть и раньше, появились антропоморфные изображения - маски или личины.

Искусство амурского неолита развивалось не изолированно. Еще Л.Я. Штернберг показал, что в древности существовали контакты между носителями культуры дзёмон, предками айнов, племенами Индонезии, а также Полинезии. Следствием таких связей служит широкое распространение спирального орнамента, в основе которого находится культ змеи. Этот вывод может быть распространен и далее - на Австралию и Вьетнам.

В мезолите и неолите существовали самостоятельные группы племен. Им принадлежали такие же независимые, можно сказать, «суверенные» культуры, имевшие много общего в силу сходства образа жизни и в силу взаимных многообразных контактов, а вместе с тем и глубоко своеобразные. Одной из таких культур и была культура нижнеамурских неолитических племен, мощной очаг высоко развитого по тем временам яркого искусства, влияние которого, надо думать, сказывалось далеко за пределами этого района.

На почве искусства неолитического населения Нижнего Амура возникли столь же своеобразные петроглифы в Сакачи-Аляне, в Шереметьевском, на р. Кии - Чертово Плёсо. Для них характерно применение спирали как основного формообразующего элемента, наличие таких же в принципе антропоморфных личин как и в орнаментике неолитической керамики. Петроглифы Нижнего Амура следует выделить как особую область из всех известных древнейших в Северной Азии областей наскальных изображений. Они отличаются от других групп петроглифов сюжетами - преобладанием преобладанием личин врепертуаре, так и стилем, которым представлен особый художественный мир Им свойственна тенденция к абстракции, к орнаментализму.

Социальной почвой этого искусства было родовое общество с тайными мужскими союзами, обрядами инициации - посвящения юношей, в которых исключительную роль играли маски как средство перевоплощения участников мистерий в духов.

В наскальных изображениях Нижнего Амура отразились и последующие события исторического процесса на Амуре: деятельность ранних тунгусов - мохэских племён, предков бохайцев и чжурчженей, а также более поздние миграции на Амур оленеводческих групп северных тунгусов. I Проникновение в долину Амура поздних тунгусе оленеводов,

Возможно, вышедших из Прибайкалья, также наглядно отражено группой наскальных рисунков у бывшего стойбища Май, где ясно выражена оленеводческая тематика.

Страницы: 1 2 3 4 

Прочее на сайте:

Архитектура Новгорода и Пскова
Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь. Естественно, что в большинстве городов центральной и северо-восточной Руси, таких, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло крупное строительство. Однако Великий Новгород ...

«Символ»
Символ (от греч.-знак, примета) имеет несколько определений: · в искусственных формализованных языках – понятие тождественное знаку; · в эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения ж ...

Интересные факты
В Екатерининском дворце до Великой Отечественной войны хранилась модель Софийского собора в Царском Селе, изготовленная в 1780-х годах. Она была изготовлена из дерева, холста и железа и расписана. После оккупации она исчезла. Неизвестно, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru