Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль

Статьи » Древнее искусство народов юга Приамурья » Cакачи-Алянская группа петроглифов: датировка, образы и стиль

Страница 3

И самое главное, наиболее глубокое принципиальное различие между древнейшим искусством Амура и Восточной Сибири заключается в том, что в отличии от сибирских петроглифов амуро-уссурийским наскальным изображениям чужды динамика и экспрессия. Они статичны, застыли в своем вечном безмолвии. Недвижимы, скованы не только маски-личины, но даже и оленьи фигуры.

Отсюда следует, что различие между искусством амурских племен и их современников в сибирской тайге уходит в самую подпочву художественного творчества, в мироощущение древнего художника. Различия это оказывается в том, как он, человек далекого от нас каменного века, воспринимал и перерабатывал действительность в своем художественном сознании.

Следующая проблема, на которой необходимо остановиться, - вопрос датировки и хронологии петроглифов сакачи-алянского типа. Даже при первом, поверхностном, ознакомлении с ними они производят впечатление глубокой древности. Как отмечает Б. Лауфер, поверхность изображений в Сакачи-Аляне нередко сглажена и стерта до такой степени, что на нетрудно проследить контур отдельных фигур и их детали.

На проблеме датировки петроглифов Амура сказались общие взгляды на историческое прошлое народов Амура, сложившееся в условиях господства старого эволюционного в основе мировоззрения этнографов, традиционного для них представления о первобытности культуры народов Амура в целом.

Тем не менее, имеются факты отнести основную, по крайней мере, часть этих изображений к весьма отдаленному времени, датировать их каменным веком I эпохой неолита и при этом связать с определенной культурой неолитического времени на Дальнем Востоке.

Культура эта была впервые выявлена в результате раскопок неолитического жилища на о. Сучу против Мариинска, в низовьях Амура. В дальнейшем последовали новые находки памятников этого рода, характерных для "среднего" неолита

Нижнего Амура, а также неолитическое поселение у с. Вознесеновки, ниже устья Хунгари. Здесь найдены были фрагменты сосуда с антропоморфными изображениями. На них изображены личины, в принципе такие же, как и на амурских и уссурийских петроглифах Сходство между личинами на сосуде и на петроглифах обнаруживается прежде всего в общей их форме, в контурах личин.

Любопытна характерная особенность керамических личин из Вознесеновки, напоминающая о личинах петроглифов. Каждая из них подобно сакачи-алянским антропоморфным изображениям при общем сходстве в деталях не повторяет другую, соседнюю, а имеет свою собственную индивидуальность, свой неповторимый в деталях облик. У одной глаза круглые, у другой верхушка головы раздвоена, и вся личина имеет сердцевидные контуры подобно некоторым сакачи-алянским личинам.

Можно, в общем ориентировочно разделить личины на две группы. В первую входят отличные архаические изображения, во вторую - более детализированною, с выраженной тенденцией к opментальной трактовке. Кратким выражением этих тенденций могут служить те личины Сакачи-Аляна, где внутреннее пространство уже целиком заполнено чисто орнаментальным содержанием и утратило те черты реалистической трактовки человеческого лица, а одни сложные завитки спиралей, сквозь которые лишь с трудом угадываются намеки на нос, глаза и рот реального человека.

Всего намечается четыре фазы в эволюции петроглифов Сакачи-Аляна, Шереметьевского и Кии. Древнейшая фаза искусства наскальных изображений на Нижнем Амуре характеризуется примитивными по технике и стилю анималистическими изображениями - фигурами лосей, лошадей. Сюда же входят фигурки лесных птиц, которые и являются опорой для хронологического анализа. Это было время местной культуры спирально орнаментированной керамики, представленной на о. Сучу, в Кондоне, в средних слоях Вознесеновского поселения. По радиоуглеродным данным это тренье тысячелетие до нашей эры.

Третья фаза выделяется на типологической основе, логическим путем. Фаза эта характеризуется усилением орнаметализующих тенденций, развитием абстрактности. Датировать третью фазу предпочтительно всего II - началом I тыс. до н. э.

Из всей массы амурских и уссурийских петроглифов с личинами выделяется по технике и трактовке личин камень в Калиновке, самый северный из известных нам сейчас таких петроглифов. Его особенность, прежде всего в технике исполнения личин. Они не выбиты, а вырезаны на камне, что сближает эти изображения с теми рисунками Сакачи-Аляна, которые бесспорно и твердо принадлежат к числу памятников эпохи металла, мохэскому времени.

Вторая особенность эпохи личин - их форма. В отличие от всех других амурских личин здесь наблюдается геометризация с тяготением к прямым линиям, а не кривым. Эта их особенность зависит, должно быть от техники линейной резьбы, а вместе с тем является стилистическим приемом, отличающим их от основной массы амурских личин, выполненных в культурной технике, желобчатой выбивкой, а не резьбой как в Калиновке. Личины превратились здесь в массу спиралевидных завитков. Это своего рода "барокко" древнего искусства наскальных рисунков Амура. Калиновские личины можно отнести к I тыс. до н. э. или к началу I тыс. н. э. Тот же процесс разложения старых стилистических норм, смены их новыми стилистическими приёмами, виден в Калиновке, где, однако, он шел в других формах, не столько криволинейных, сколько прямолинейных, сухих и жестких. Это четвертая фаза классификации петроглифов Нижнего Амура.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Методология библиотековедения
Надежность, глубина познания любой науки (в том числе и библиотековедения) напрямую связана с арсеналом используемых ею средств и методов. Долгое время отечественные исследователи пользовались ограниченным количеством методов, первенство ...

Романский стиль в Западноевропейской архитектуре
Романское искусство (романский стиль) – искусство стран Западной Европы XI–XII вв. Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество. ...

Парфенон
Руины древнего Парфенона, до сих пор украшая Акро­поль, стали в наше время символом человеческой культуры и творче­ского гения. Некогда блиставшие белизной пентеликонского мрамора колонны Парфенона теперь приобрели цвет пентеликонских ск ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru