Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Женский костюм

Статьи » Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох » Женский костюм

Страница 1

Основной женской одеждой у гречанок, так же как и у мужчин, являлись хитон и гиматион, но были они значительно красочнее и разнообразнее.

В период ранней архаики женские одежды отличались многоцветием, разнообразной вышивкой. На афинском Акрополе археологами были найдены статуи кор начала VI в. до н.э. в богатых и сложных одеяниях. Девушки кокетливо поддерживают сбоку свои пышные тонкие гофрированные хитоны. На их лицах радостная архаическая улыбка. Сложные одеяния, принадлежностью которых был короткий косой хитончик, наброшенный на грудь, скрывают пластику тела, но уже в 30-х гг. VI в. до н.э у кор появляются строгие дорийские уборы.

Ранний дорийский хитон представляет собой прямоугольный кусок плотной, обычно шерстяной ткани размером 2 Х 1,8 м, сложенный в долевом направлении. Отличительной его особенностью являлся отворот его верхнего края, так называемый диплодий (Рис. 7 а). Он играл большую декоративную роль в костюме, обычно украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бёдер, даже до коленей, благодаря чему создавались определённые пропорции фигуры. Несшитые долевые края такого хитона украшались каймой. Так же, как и мужской хитон, женский скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском – колпосом.

Более поздний ионийский хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. (Рис.7 в). Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов. (Рис. 7 б). Ткань на руках скреплялась тесьмой, несколькими фибулами, а у знатных женщин и пуговками.

Женщины носили иногда два хитона сразу, причём нижний был длиннее верхнего. Немолодые и замужние женщины носили длинные, до пола хитоны; девушки же – более короткие, которые они спускали при движении с одного плеча.

Хитон был исключительно домашней одеждой – верхней служил гиматий. Женский гиматий – калиптра – был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. В романе известного советского учёного – палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: « Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион… был наброшен на её правое плечо и через спину перехвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал её от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребрёнными ремешками.»

Калиптру гречанки драпировали различными способами: если было жарко, её откидывали назад до талии, держа на полусогнутых руках. Оба конца при этом висели по сторонам. Можно было один из этих концов небрежно перекинуть через левое плечо – тогда калиптра принимала вид изящного шарфа. А можно было закутаться в неё и покрыть ею голову – такая одежда плотно прилегала к груди и оставляла одну руку свободной.

Ещё одним распространённым видом одежды был фарос (Рис.8). Эта накидка представляла собой два прямоугольных несшитых кусков ткани, заложенных свободными складками. Складки каждого из них были пришиты к тесьме. Оставив для горловины среднюю часть, края тесьмы скрепляли редко посаженными крупными пуговками или пряжками. Нижний край накидки обычно отделывали узорной каймой или цветной полосой. Молодые девушки надевали полукороткую накидку с поясом – паллулу. (Рис. 9). При этом руки оставались свободными.

Одним из древнейших видов одежды гречанок являлся пеплос. Этим словом обозначалось длинное верхнее женское платье; его правые боковые срезы оставляли не сшитыми и украшали каймой орнамента и фалдами драпировки. (Рис. 10). Носили его и в классическую эпоху. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображённые в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона скульптором Фидием. Спартанки носили пеплос прямо на голое тело.

Главным праздником Афин являлись Панафинеи, отмечавшиеся в июле в честь богини-покровительницы города Афины. Раз в четыре года справляли Великие Панафинеи, отличавшиеся особой торжественностью. Во время этого праздника устраивалось пышное шествие на Акрополь; во время Малых Панафиней шествующие несли богато затканный новый пеплос богини, который затем торжественно надевали на статую Афины, стоявшую в Парфеноне. Пеплос этот в течение года ткали и вышивали афинские девушки под наблюдением жрецов.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Сильвестр Щедрин
Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791 — 1830). Он начинал в то время, когда в русском пейзаже наблюдался некоторый застой: декоративный пейзаж XVIII в. завершал ...

Советский киноавангард 1920-х годов
Фильмы демонстрируют процесс обновления киноискусства и формирования нового кино. Эти экранные открытия – свидетельство экспериментов, осуществленных под влиянием модернистского искусства и в результате «социализации» культуры. Картины д ...

История развития детского чтения в России
Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в о ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru