Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох

Статьи » Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох

Согласно определению, данному в словаре русского языка С. И. Ожегова, одеждой называют «совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело». И, тем не менее, несмотря на такое прозаическое определение, одежда является составной частью как материальной, так и духовной культуры любого общества. Ведь, с одной стороны, «предметы одежды созданы человеческим трудом и удовлетворяют определенные потребности; с другой – это произведения декоративно – прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека».

Костюмом же специалисты называют не только собственно одежду, покрывающую тело, но также прическу, обувь, головные уборы, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения), то есть то, что сейчас принято называть аксессуарами. «Ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм». С одной стороны, костюм является выразителем индивидуальной характеристики владельца, то есть по нему мы с достаточной долей вероятности можем определить возраст, пол, эстетический вкус и даже характер данного человека. С другой – костюм сам является отражением общественной жизни на данном историческом этапе и меняется в зависимости от изменения социально – экономических условий эпохи. Такие изменения сказываются на формах и пропорциях костюма, способе его ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений и всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами.

Поэтому, изучая костюмы той или иной страны, мы обязательно должны будем коснуться её природных и социально – экономических условий, присущего ей эстетического идеала красоты, характерных черт культуры, искусства, общего художественного стиля.

Задача этой работы - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере периодов греческий архаики (VIII – VI вв. до н.э.) и классики (V – конец IV вв. до н.э.); выяснить, существовали ли какие – то общие тенденции внутри каждого периода, менялись ли они от одного периода к другому и если менялись, то каким образом и почему. Также в задачу этой работы входит определение преемственности древнегреческой моды, то есть её влияние на костюмы и эстетические идеалы последующих эпох.

Основными книгами, материалы из которых использовались в данной работе, можно назвать три следующие:

· «История костюма» Ф. Ф. Комиссаржевского

· «История костюма» Н. М. Каминской

· «Культура повседневности: история костюма» М. В. Коротковой.

Первая из них, написанная театроведом, братом знаменитой актрисы ещё до революции, наиболее полно освещает тему костюма народов различных эпох. Из всех источников литературы в ней собран самый обширный фактический материал, и в других книгах зачастую встречаются материалы из книги Комиссаржевского. Наибольшее количество иллюстраций было почерпнуто из этой книги. Материалы её использовались при написании практически всех глав данной работы, особенно II, III и IV, посвящённых мужскому и женскому костюму и тканям.

В книге Н. М. Каминской также собраны обширные сведения по истории костюма от древнего мира до наших дней; но особенно большую помощь она оказала при написании первой главы, посвящённой эстетическим канонам Древней Греции, так как эти каноны и идеалы Каминская подробно рассматривает для разных эпох и народов. Глава V – о влиянии древнегреческого костюма на костюмы последующих эпох – также написана по материалам этой книги. Её отличием от остальных подобных работ как раз и является то, что история костюма у Каминской показана в развитии, то есть, рассматривается воздействие моды предшествующих эпох на последующие. Книга ценна не только своими описаниями, но и анализом причин (социальных, политических), которые приводили к формированию того или иного вида национального костюма.

Книга Коротковой просто описательная, но фактический материал в ней достаточно обширный и содержит сведения, которых не было в двух предыдущих работах (например, сведения о некоторых видах женской и мужской одежды).

В качестве дополнительных источников информации использовались следующие:

· Статья В. Мещерякова в журнале «Знание – Сила» «Пандора в ящике, или превращение тоги». Материалы этой статьи использовались при написании I и V глав. Статья анализирует, как мода различных времён отражала политические, экономические тенденции и откликалась на конкретные события.

· Книга П. Гиро «Быт и нравы Древней Греции». Сведения, в ней собранные, многочисленны, и хотя в них нет системы и автор не придерживается никакой хронологической последовательности, эти сведения были использованы практически во всех главах реферата, кроме пятой.

· Была также использована «Одиссея» Гомера в качестве дополнительного источника сведений по костюму гомеровской эпохи (XI – IX вв. до н.э.) (хотя Гомер описывал события гораздо более отдалённые, но все приметы быта он брал из своего времени). Несмотря на то, что данная эпоха не входит в хронологические рамки этой работы, но она интересна как непосредственно предшествующая архаическому периоду. Материалы «Одиссеи» использованы во всех главах, кроме последней.

Прочее на сайте:

Основные направления и приемы современного искусства
Абстрагирование - один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной де ...

Взаимосвязь культуры и цивилизации
Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что ...

Физические и психические действия
Хотя всякое действие есть акт психофизический, т.е. имеет две стороны – физическую и психическую, - и хотя психическая и физическая стороны во всяком действии неразрывно друг с другом связаны и образуют целостное единство, тем не менее, н ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru