Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
История развития детского чтения в России
Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. Организация и содержание народного образования и просвещения первой трети XVIII века отражали прогрессивные явления культурной жизни России. Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были новые учебные пособия и книги. Такие книги стали создаваться уже в самом начале XVIII века. В 1701 году была издана богато иллюстрированная детская книга «Трёхязычный словарь» Фёдора Поликарпова, а в 1704 году его же книга – «Лексикон трёхязычный» [8, с.21]. По поручению Петра I Фёдор Поликарпов написал такую же русскую историю для детей. Очевидно, стремление Фёдора Поликарпова, влиять на воспитание у детей интереса к чтению, формировать круг их чтения. В данный период времени детское чтение обогащалось новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшие значение для детского чтения того периода имели отход от церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близкому, живому, разговорному и более доступному детям.
Вопросы детской литературы и детского чтения были в центре внимания самого крупного поэта начала XVIII века Феофана Прокоповича. Образованнейший человек своего времени, он написал оригинальную детскую книгу «Первое учение отроком», которая выдержала двадцать изданий. В большом предисловии к этой книге Феофан Прокопович изложил свои педагогические взгляды. Феофан Прокопович считал, что воспитанием ребёнка надо заниматься с раннего возраста, образование должно соединяться с воспитанием. Дети, отмечает Феофан Прокопович, должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть доступны детям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное, считает Феофан Прокопович, – «многажды худшее и злейше» [8, с.21].
Просветители того времени, отстаивая необходимость образования для каждого сословия, в том числе и для простого народа, крестьян, уделяли большое внимание вопросам чтения, стремились разработать основы сознательного чтения. Так, видный экономист и публицист И. Т. Посошков, излагал свои педагогические принципы в трактате «Завещание отеческое» писал «о прочитании книг и почитании их». «Егда будеши, сын мой, книги читати, то читай их неборзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила, и кая те речь понравится, записывай именно в коей книге и в коей части… пользу бо великую себе и людям получишь от тоя записки. И никогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай…» [8, с.21].
В последней трети XVIII века происходит количественный и качественный рост литературы для детского чтения. В создании произведений для юных читателей принимали участие крупнейшие учёные, писатели, политические и государственные деятели. Сама императрица Екатерина II писала многочисленные произведения во всех жанрах [8, с.23].
Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.) Стержнем педагогических взглядов Н. И. Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. С 1785 по 1789 год Н. И. Новиков издаёт журнал «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал – первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского чтения.
Прочее на сайте:
Салонные танцы
Салонные танцы были и остаются популярными среди танцующих на протяжении двух веков. Страстное Аргентинское танго и лиричный Вальс-бостон, плавный Фокстрот и головокружительный Венский вальс, строгое английское Танго и свободные Блюзовые ...
Библиотечный фонд – «сердце» библиотечной системы
Библиотечный фонд - это информационный потенциал библиотеки. Он определяет содержание, полноту и качество удовлетворения и развития информационных потребностей. Развитие фонда - это расширение его состава не только по тематике, но и по ви ...
Готический стиль в Германии
Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в си ...