Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Графическая песнь Амвросия Ждаха

Статьи » Графическая песнь Амвросия Ждаха

Страница 1

Он родился в городе Очакове, достиг вершин искусства. Он не был любимцем капризной судьбы, но стал вечным жителем в царстве мук. Его жизнь была внешне однообразной и бесцветной до трагизма, но его творчество стало золотой страницей нашего искусства. Имя его – Амвросий Ждаха.

Он родился в г. Очакове 20 декабря 1855 года. К сожалению, о Ждахе известно очень мало. Вырос он в бедной семье и, именно по этой причине, поступив в Одесскую художественную школу, вынужден был её бросить, так как нечем было оплачивать обучение. В 1881 году устроился на работу в Земский банк и 32 года служил в нём, пока не подкосила болезнь. Служба, большая семья, смерть жены, новая семья, ежедневные поиски побочных заработков, постоянная нужда – такова его нерадостная жизнь, которая иссушила его физически и духовно.

И всё-таки жажда творчества, любовь к обездоленному народу пересиливала всё. Мощный талант и трудолюбие преодолевали лёд жизненных неурядиц. Это был подвиг художника, подвиг во имя искусства, в которое он не мог не верить, подвиг во имя народа. Особую славу А. Ждаху принесли его новаторские акварели – своеобразные иллюстрации к украинским народным песням.

С 1893 по 1914 г.г. он создал несколько десятков утончённых акварелей, которые предназначались для печатания на почтовых открытках. Сюжетное изображение композиционно объединялось с орнаментом и глубоко отображало содержание и настроение песен. Первая серия этих открыток появилась в Киеве на Рождественские праздники 1911 года. Она вмещала такие жемчужины украинских песен, как «Засвистали козаченьки», «Гей, не дивуйтесь, добрі люди», « Ой, не світи, місяченьку», «За Сибіром сонце сходить». В это же время в Одессе вышел альбом акварелей Ждаха «Українське весілля». Он до сих пор остаётся уникальным, так как произведения знаменитого художника отличаются глубоким знанием народного быта и обычаев. И это не удивительно, поскольку А. Ждаха был ещё и выдающимся этнографом. Он собрал коллекцию казачьего оружия, создал два альбома зарисовок народной одежды, альбомы писанок и мебели, записал два тома присказок и историй. К сожалению, на сегодняшний день все следы этого бесценного сокровища утеряны.

Перед первой мировой войной Ждаха приготовил ещё один набор открыток-песен. Они печатались за границей и на Украину не попали. Также неизвестна судьба и четвёртой серии, которая вмещала иллюстрации к песням шуточного характера и оставалась в архиве художника.

В 1927 году великого мастера не стало. Его добила болезнь, начавшаяся ещё в 1913 году. Он завершил свой нелёгкий жизненный путь в Одессе.

Ждаха привлекала книжная графика. С тонкими акварелями Амвросия Андреевича, которые свидетельствовали про глубокомысленное прочтение текста, выпущено немало книг разных авторов. Среди них иллюстрации к серии исторических повестей и романов, к произведениям Г. Квитки-Основьяненко, С. Гребинки, П. Кулиша, к стихам и поэмам Т. Г. Шевченко. Бытует мнение, что Ждаха имел намерение иллюстрировать весь «Кобзарь», но не смог. Деятельность Амвросия Ждаха как иллюстратора «Кобзаря» Т. Г. Шевченко мало исследована. Иллюстрации к «Кобзарю» составляют отдельный альбом из 39 пронумерованных листков. В альбоме 31 рисунок карандашом, часть из них полностью закончена и пригодна для использования в печатных изданиях. Среди рисунков проект обложки, титульный лист к «Кобзарю», титульные страницы к произведениям «Думи мої, думи» (1900), «Перебедня», «Іван Підкова», «Утоплена», «Гамалія», «Чигирин», «Іван Гус», «Наймичка» (1900), «Чернець» (1901), «Сотник», «Неофіти», «Гайдамаки» (1896). Далее идут иллюстрации к работам «Тарасова ніч», «Гайдамаки» (3шт.), «Мар”яна-черниця» и др. Одни рисунки подписаны художником, на других стоят только его инициалы. На некоторых работах проставлены даты их создания. Это даёт возможность установить, что основные работы по иллюстрированию «Кобзаря» Ждаха производил с 1896 по 1901г.г.

К этому времени украинскими художниками уже были созданы иллюстрации к отдельным произведениям Т. Г. Шевченко. Это рисунки К. О. Трутовского, П. Д. Мартыновича, И.С.Ижакевича, М. Зиновьева и др. Они были помещены в иллюстрированных периодических изданиях, мало доступных широкому кругу. Замысел Ждаха состоял в том, чтобы проиллюстрировать весь сборник поэтических произведений гениального поэта, дать широкому кругу украинских читателей доступную иллюстрированную книгу, которой к тому времени практически не существовало. Рисунки к произведениям Т.Г.Шевченко Ждаха создавал в соответствии с заранее разработанным планом. Этот план свидетельствовал о том, что художник великолепно знал искусство книги и требования к её художественному оформлению. Согласно плану, Ждаха должен был изготовить 26 больших и 14 малых иллюстраций, 20 заставок, 10 инициалов и 5 концовок – всего 75 рисунков. Для заставок художник должен был использовать мотивы народного творчества. Про это также сказано в вышеупомянутом плане. В частности, Ждаха наметил использовать орнамент из таких предметов народного творчества: писанки – 6 шт., народное шитьё – 6, плахты – 2, народная резьба – 4, орнамент керамики – 4. Выполненные образцы к произведениям «Наймичка», «Мар”яна-черниця» находятся в альбоме рисунков под названием «Український стиль». Для печатания «Кобзаря» художник должен был разработать специальный шрифт на основе украинских старопечатных изданий. Его образцы также находятся в этом альбоме.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

История создания музея
В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие Русского музея. Идея организации государственного музея национал ...

Взаимосвязь культур и языков на примере России и Германии
«Связи между Россией и Германией прочны как никогда, но это не значит, что они не могут стать ещё прочнее. Два крупнейших народа Европы должны хорошо знать друг друга, шаг за шагом у них должно расти доверие друг к другу, и ключ к этому – ...

Степень научной разработанности проблемы
Изучением педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения сегодня занимаются немногие специалисты. Огромный вклад в разработку вопросов, в области детского чтения, внесли такие и ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru