Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Литература

Статьи » Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси » Литература

Литература Византии опиралась на тысячелетние традиции древнегреческой литературы, на всем протяжении истории Византии сохранявшей значение образца. Вместе с тем уже ранневизантийской литературе присущи новые художественные принципы, тематика и жанры, выработанные частично под влиянием раннехристианских и восточных традиций. Это новое отвечало общим принципам византийского мировоззрения и выражалось в ощущении автором собственной ничтожности и личной ответственности перед богом, в оценочном восприятии действительности; в центре внимания уже не мученик и борец, а аскет-праведник; метафора уступает место символу, логической связи – ассоциациям, стереотипам, упрощенной лексике.

Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В 6 в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака (по-греч. «палочка», так как рукопись гимна наворачивалась на палочку) – поэма, состоящая из вступления и 20-30 строф (тропарей), завершавшихся одинаковым рефреном. Содержание литургической поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Нового завета и на житиях святых. Это был величайший церковный поэт всех времен. Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преп. Максим Исповедник. В конце 7 в. возникает новая форма религиозного творчества : канон – песнопение, состоявшее из нескольких самостоятельных песен; «Великий канон» Андрея Критского насчитывает 250 строф, отличается многословием и растянутостью, стремлением автора вместить в одно сочинение все богатство его знаний. Крупнейшие авторы – Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.

С середины 9 в. начинается новая полоса накопления литературных традиций. Создаются литературоведческие своды («Мириобиблон» Фотия – первый опыт критико-библиографической литературы, охватывавший около 280 книг), словари (Свида). Симеон Метафраст составил свод византийских житий, расположив их по дням церковного календаря.

С 11 в. ведущие жанры ранней византийской литературы приходят в упадок, окостеневают. Появляются воинский эпос и эротический роман, подражавший античному, но вместе с тем претендовавший на аллегорическое выражение христианских идей.

Захват Константинополя крестоносцами (1204) практически покончили с «предренессансными» явлениями в литературе Византии. Поздневизантийскую литературу отличает компилятивность, в ней господствует богословская полемика. Внедряются фольклорные элементы, подражания западному рыцарскому роману. Возможно, под западным влиянием в Византии в 14-15 вв. появляются театральные действия на библейские сюжеты, например о юношах в «пещи огненной». Только накануне падения империи и особенно после этого события возникает литература, пронизанная сознанием трагичности ситуации и ответственности, хотя и ищущая обычно разрешения всех проблем во «всесильной» античности.

Лучшие произведения литературы Византии оказали большое влияние на болгарскую, древнерусскую, сербскую, грузинскую, армянскую литературы. Отдельные памятники были известны и на Западе.

Прочее на сайте:

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [2, с. 94]. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе кот ...

Экос Кольского полуострова
Финно-угорская языковая группа содержит в себе очень много народностей, проживающих на территории Кольского полуострова, северо-запада России, и западной Сибири. Выясняя происхождение саамов, финский ученый А. Колехмайнен писал: "дре ...

Досуг
Как же человек может обойтись без досуга, не все же ему трудиться, воевать и служить своим богам! В досуге проявляет себя человек, который свободен от и свободен для. Как-никак в нем человек предоставлен самому себе. Его действия исходят ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru