Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Графическая песнь Амвросия Ждаха

Статьи » Графическая песнь Амвросия Ждаха

Страница 2

Ждаха также разработал план иллюстрирования биографии Т.Г. Шевченко, с которой дожжен был начинаться «Кобзарь». Он осуществил подбор материалов для этого. Основной целью Ждаха в этом направлении была широкая популяризация произведений Шевченко – художника, которые на тот момент были мало известны широкой общественности. Ждаха планировал включить в биографию автопортреты Шевченко, рисунок дома, в котором родился поэт, портреты В. Жуковского и К. Брюллова, рисунки Орского и Новопетровского фортов, казарменные сцены, иллюстрацию Шевченко к повести Г. Квитки-Основьяненко «Знахарь», фото похорон Шевченко, вид Тарасовой могилы и многое другое.

В сентябре 1894 года Ждаха совершил поездку на родину Шевченко. Во время поездки он сделал несколько акварельных зарисовок видов села Кириловки тех времён.

Вполне вероятно, что отдельные из них художник планировал поместить в иллюстрированное издание «Кобзаря». Это относится также к выполненному тушью рисунку «Мотринский монастырь Чигиринского уезда Киевской губернии, в котором начиналась гайдамаччина 1768г.».

Рисунки, входящие в альбом «Кобзарь», представляют собой иллюстрации к 18 произведениям Шевченко, 11 из которых написаны поэтом до ссылки, 5 – в ссылке, 2 – после ссылки. Бесспорно, что рисунки к произведениям Шевченко периода 1839 – 1845 г.г. обозначены чертами романтизма, присущими и произведениям раннего творчества и самого поэта. Художник пытался способами образотворческого искусства донести идеи и образы произведений Т. Г. Шевченко до широких масс, раскрыть замысел поэта и характеры его литературных образов. Учитывая то, что большинство украинских селян в то время были неграмотными, Ждаха считал, что, даже просто просмотрев рисунки, крестьянин поймет, о чём идёт речь в произведениях Шевченко. Именно поэтому он очень много работал над тем, чтобы его иллюстрации были понятны даже без прочтения текста, наиболее точно отображали основную мысль.

Альбом Ждаха открывается художественно оформленный титульным листом. В центре титульного листа в форме медальона портрет великого Кобзаря; по окружности медальона надпись: «Т.Г.Шевченко 1814 – 1861». Внизу: слева – кобза и палитра; справа – олицетворение Украины, обездоленная, грустная сельская женщина с ребёнком. Сверху и снизу титульный лист имеет орнаментальное оформление.

Сюжетная заставка к поэзии «Думи мої, думи» отображает романтические взгляды молодого Шевченко. Художник изображает поэта, склонившегося над книгой по истории Украины, в окружении героев его произведений. В воображении поэта предстаёт казачье войско, которое с поднятыми саблями и пиками атакует врага. Мысли автора – это скорбь о судьбе закрепощённой Украины, о судьбе родного народа.

Оригинальным художественным решением отмечена сюжетная заставка к «Гамалії». На фоне прибрежного турецкого моста – выщербленное блюдо, украшенное восточным орнаментом. По венцу блюда сделана надпись: «Гамалія». С левой стороны блюда – изображение часового янычара с винтовкой. Перед ним фонарь, который одновременно выполняет функцию инициальной буквы «О». В ночное время казачьи отряды на «чайках» организовывают нападение на столицу Турции с целью освобождения своих пленных собратьев. Иллюстрации к поэме «Гайдамаки» представлены сюжетной заставкой с тремя рисунками на всю страницу. Ждаха показывает конный отряд восставших сельчан, объединившихся для расправы над гнобителями. Центральный герой рисунка – народ могучий и отважный, непримиримый к врагу. Он несёт возмездие за издевательство и гнобительство, за грабежи и унижения. Возвеличивая организованную силу восставших, отображая революционный пафос гайдамаччины, Ждаха попытался донести до украинского крестьянства мысль поэта о том, что путь к освобождению из-под гнёта панов и царизма лежит через новые крестьянские восстания. Художник, как и поэт, стремится воспитать новое поколение на славных подвигах прошлого. Это своеобразный призыв к крестьянам наследовать пример своих отважных дедов.

Ждаха не случайно обратился к иллюстрированию революционной поэмы Шевченко «Іван Гус», главное действующее лицо которой – чешский национальный герой Иван Гус обнаруживает мракобесие, алчность и аморальность слова правды. Художник обращает внимание читателя и на те произведения Шевченко, в которых поэт изобличает те же самые пороки православного духовенства, предъявляет убийственные обвинения всем угнетателям.

Страдания бесправной, униженной женщины Ждаха правдиво отобразил в заставке к социально-бытовой поэме Шевченко «Наймичка». «Наймичка», которую создал Ждаха, это волнующий образ матери, которая вынуждена прятаться от людей со своими слезами и горем. Художник доносит до читателя воплощённую поэтом в произведении идею, что драматическое положение Ганы – это результат несправедливости, господствующей в мире, поделенном на богатых и бедных. В иллюстрации к произведению «Чернець» Ждаха создал художественный образ участника освободительной борьбы украинского народа против шляхтско-польского ига в конце 17-го – начале 18-го в.в., участника Полтавского сражения, фастовского полковника Семёна Палия. Старый монах в келье при свече читает священную книгу. Но старому воину не идут на ум образы святого писания, ему видятся сцены боевых походов, кровавых стычек с врагом.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Готический стиль в французской архитектуре
В конце XII века на смену романскому стилю пришел новый готический. Готический стиль – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве до XV-XVI вв., характеризующий заключительную стадию развития средне ...

Основные тенденции в определении ценности музейных объектов в России
Обращение к русской музейной практике позволяет понять, как складывалось отношение к особо ценным объектам культурного наследия, так как история музейного дела - это история осознания факта принадлежности культурного наследия данному обще ...

Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработке представления
Событие, выбранное режиссёром для сценарной разработки, должно быть изучено им в мельчайших подробностях. Архитектоника представление – внутренняя конструкция, каркас, набор элементов, необходимых для создания сценарно-режиссёрской разра ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru