Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Предпосылки формирования готического стиля

Статьи » Готика - "симфония в камне" » Предпосылки формирования готического стиля

Страница 1

Термин «Готика» происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет). Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Само изобретение термина приписывается Рафаэлю.

Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

О том, какие восторги вызвала готическая архитектура, когда после долгого забвения Европа осознала значительность художественного наследия средневековья, мы можем судить по высказываниям знаменитых философов, писателей, поэтов, в том числе и русских. Гоголь, посетив Кельнский собор, писал: «Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, - весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека»

В творчестве Мандельштама так же прослеживались архитектурные мотивы. Упоминал он и о готическом стиле:

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть.

(«Notre Dame»)

В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» так же посвятил несколько строк этому великолепному образцу готической архитектуры: «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора… Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение . подобно «Илиаде» и «Романсеро» . чудесный результат соединения всех сил целой эпохи . это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность».

Начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де- Франс на севере Франции. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории именно этого региона. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Предмет и объект изучения в библиотековедении
Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библио ...

Реклама и мода как зеркало массовой информации
В конце XX в. в промышленно развитых странах происходили процессы, создавшие у ведущих социологов, экономистов, культурологов убеждение в том, что человечество, в том числе и Украина, вступило в новую фазу развития. Главное отличие этого ...

Представители поздней классики
Пракситель (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 до н.э., а в 350–330 до н.э. ваял также в Мантине ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru