Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Массовая культура и проблемы воспитания в современном обществе

Статьи » Влияние массовой культуры на социокультурную среду Украины » Массовая культура и проблемы воспитания в современном обществе

Страница 1

К массовой культуре традиционно относят такие обширные области, как кино, телевидение, радио, массовая печать, популярная музыка, феномены из области моды и образа жизни, более того весь разнообразный комплекс условий, в которых живет современный человек. Если в рамках одного понятия умещаются столь различные явления, трудно избежать субъективизма в их оценке.

Чтобы лучше понять феномен массовой культуры, необходимо избежать некоторых стереотипов, связанных с его восприятием:

1. Склонность противопоставлять продукты «массовой культуры» и творения «художественной культуры», будто бы вытесняемой и упраздняемой. К художественной культуре относят давно сложившиеся, традиционные виды искусства (литература, живопись, скульптура, зодчество), а к массовой-то, что связано с использованием технических средств (кино, радио, ТВ, звукозапись, фотография и т.д.). Конечно, существует качественное различие между произведениями, рассчитанными на узкий круг адресатов, и произведениями, которые создаются для самой широкой аудитории. Но сведение этого различия к категорическому противопоставлению «массовая – художественная» является неточным и упрощенным, вводящим в заблуждение.

2. Есть и еще один источник заблуждений. Это – представление о коммерциализации массовой культуры (продукты ее выступают в качестве товара) как ее непременном, обязательном свойстве. Но искусство издавна служило предметом торговли и в большей своей части создавалось на заказ. Не всегда, например, поэты творили, повинуясь вдохновению. Любовный сонет или стихотворение на случай в ХУШ-Х1Х вв. можно было заказать в точности так же, как и сегодня. Поэтому не стоит идеализировать старое искусство как якобы совершенно бескорыстное и некоммерческое.

3. Критики массовой культуры видят в ней орудие превращения современного общества в общество автоматов, мыслящих и реагирующих единообразно. В свою очередь защитники (а их немало) утверждают, что эта культура, несмотря на свое несомненно унифицирующее воздействие (и даже благодаря ему), позволяет нам легче пережить потрясения, тревоги и неудобства нашего времени, помогает человеку примириться с самим собой, насколько это вообще возможно в современном обществе. Этот вопрос является ключевым в наших рассуждениях о массовой культуре и ее влиянии на человека. Упрек в унификации звучит в тысячах вариантах – от научных до сугубо эмоциональных. Справедливости ради стоит заметить, что возмущение вызывает не стандартизация производства продуктов культуры, а унификация поведения, т.е. послушное следование многих людей единому образцу. Внедряется же этот образец средствами массовой коммуникации [4; 156].

Массовая культура – это не просто упрощение, это создание определенных стереотипов восприятия и поведения, сведение всего многообразия художественного и эстетического опыта к обыденному, тривиальному. Унификация поведения ведет к искажению природы человека, втискивая ее в жесткие, навязанные извне формы, к ущербу для неповторимой человеческой индивидуальности. Поэтому тревога, которую вызывает унифицирующее воздействие массовой культуры, вполне правомерна. Почему в настоящее время вышли на первое место по популярности телесериалы, так называемые «мыльные оперы»? Они общедоступны, рассчитаны на громадную аудиторию, на массовый, средний уровень восприятия, интересов, умственный уровень подростка. Популярность таких сериалов – показатель перемен, произошедших в сфере культуры. Исчезает понятие «культурная публика». Фильм адресуется каждому или большинству, а большинство в любом обществе составляют отнюдь не зрители с развитым вкусом и культурными запросами. На экране перед усталым, обремененным дневными заботами зрителем (чаще зрительницей) разворачивается бесконечное полотно красивой жизни: красивы небедствующие герои, прекрасна окружающая их природа. Тем более, что в этом сказочном мире все «как в жизни», а потому и понятно3. Как же не смотреть, бросив все? Сюжет прост и ясен, добро торжествует, зло наказано, границы добра и зла определены четко, разбираться не требуется. А если кому-то не подходит уровень детской песочницы, можете не смотреть! А что смотреть? Выбор не так уж велик. В будничный день на 16 каналах ТВ демонстрируется около 50 сериалов! Опасение вызывает не слащавость и банальность некоторых сериалов, а то, что живая, многообразная действительность упрощается в сознании человека (особенно ребенка) до упаковки в прозрачной пленке и с розовым бантиком, навязывается будущий стандартный образ жизни, устанавливается иерархия ценностей. В подобных «сказках» мир дан синтетический, упрощенный, «герои» «изготовлены» на стереотипах, рассчитаны на быстрорастворимый уровень потребления. Именно такие «сказки» вплетаются в ткань массовой культуры, убаюкивая не только разум, но и чувства. Но если не развиты чувства, если разум дремлет, что породит его «постоянный сон»4? Первые плоды уже есть: отученность от размышления, замкнутость на себе, дефицит чтения, низкий уровень грамотности подростков и бедный словарный запас [2; 128].

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru