Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Статьи » Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления » Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Страница 1

Сценарий театрализованного праздника и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиями.

Любой сценарий – явление драматургическое. Неотъемлемая и обязательная особенность драматургии – наличие конфликта, т.к. именно он является источником действия. Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил, непорядок, некое разногласие. Конфликт в пьесе и в сценарии – главная сила, пружина, движущая развитие действия; основное средство раскрытия характеров. В выборе конфликта, характере его разрешения и осмысления реализуется позиция, концепция драматурга, художественная идея пьесы или сценария. В пьесе конфликт всегда явно выражен, он очевиден. Конфликт же в сценарии обнаружить сложнее – он может быть выражен имплицитно. Однако его наличие в сценарии – неоспоримо. Надо сказать, что попытки исключить конфликт из «перечня» обязательных элементов сценария театрализованного представления обречены на неудачу. Такие попытки возникают из-за непонимания природы драматургии.

Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Также сценарий праздника подчиняется законам композиции. Однако здесь сценарий праздника и театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди». Таким образом, различие сценария и пьесы – в масштабности.

Следующий аспект, в котором намечается различие сценария и пьесы – воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Праздник по своей природе – нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного праздника вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны – это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. Драматургия праздника – это драматургия плаката, она не имеет такого широкого набора психологических нюансировок. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что сценарий лишен психологического содержания (об этом уже говорилось выше).

Едва ли не самым существенным различием между сценарием и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) – универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же праздника по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас. Драматургия праздника – драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией. Предмет данной драматургии – жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Драматургия же пьесы в корне иная.

Существенное отличие театрализованного праздника от пьесы заключается в том, что драматургия праздника обязательно включает в себя импровизационный характер. Сценарий иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник – это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника – это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При создании сценария праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием самодеятельных исполнителей, активных зрителей.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

«Тринадцать лет спустя»
03.10.2007 11:50 выдающаяся балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая представила в Москве вторую книгу своих мемуаров под названием "Тринадцать лет спустя". Именно столько лет прошло после выхода первой книги "Я, Май ...

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы
Сценарий театрализованного праздника и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиям ...

Школа
По возвращении в 1802 г. из Петербурга А. В. Ступин тот­час же серьезно принялся за организацию своей школы живописи. На себя он взял преподавание специальных предметов и общее руководство школой. Для преподавания общеобразовательных пред ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru