Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Школа Куинджи

Статьи » Архип Иванович Куинджи и его загадка » Школа Куинджи

Страница 3

Первый год преподавания он почти не делал замечаний и никогда не притрагивался собственной кистью к ученическим работам. Он только внимательно и зорко присматривался и изучал: он хотел понять и человека, и его наклонности, и заложенные в нем возможности. После, изучив индивидуальность каждого, он как мог облегчал своими советами, помогал каждому проявлять себя, двигаться вперед по тому пути, который вытекал из его художественной натуры. Изучив ученика, он уже "спорил" с ним и опровергал, и поправлял, и направлял.

Манера его при этом, по словам его учеников, была все та же, какую описывает в своей статье и И.Е. Репин. Только зоркие глаза его смотрели теперь сквозь очки, - но так же впивался он ими в картину, затем долго составлял краску на палитре, брал ее на кисть и, вытянув руку, еще раз "сверял" составленный тон, щурясь и оценивая его на фоне тех, которые он должен был дополнить, и тогда уже быстро и решительно проводил свой "победный" мазок .

В самое первое время он советовал делать копии. Копирование чужих картин, по мысли Архипа Ивановича, было лишь дополнением к писанию этюдов, лишь пособием к изучению методов, какими передаются элементы действительности . Летом ученики разъезжались на этюды. Осенью все приносили плоды летней работы в мастерскую, и тут шло совместное обсуждение и оценка. Желая похвалить, он говорил только: "Ну, это попало".

"У Куинджи весело!" - говорили про мастерскую Архипа Ивановича баталисты, жанристы, архитекторы . И еще говорили: "У Куинджи не столько работают, сколько разговоры разговаривают". "Куинджи учил искусству, но учил и жизни; он не мог представить себе, чтобы около искусства стояли люди непорядочные. Искусство и жизнь связывались в убеждении его, как нужное, глубокое, хорошее, красивое . Сам он все свое время отдавал другим. Он хотел помочь во всякой нужде, и творческой, и материальной; он хотел, чтобы искусство и все, до него относящееся, было бодрым и сильным ." Архип Иванович посещал своих учеников на дому, руководя их работой и здесь; входил в личную их жизнь, помогая и советами и деньгами.

В поминальной заметке, написанной вскоре после смерти Архипа Ивановича в 1910 году, тот же Н.К. Рерих отмечает следующие черты этого учителя-друга: "Вспоминаю, каким ближе всего чувствовал я Архипа Ивановича, после общения пятнадцати лет . Помню, как он, вопреки уставу, принял меня в мастерскую свою. Помню его, будящего в 2 часа ночи, чтобы предупредить об опасности . Помню его стремительные возвращения, чтобы дать тот совет, который он, спустясь шесть этажей, надумал . Помню его быстрые приезды, чтобы взглянуть, не слишком ли огорчила резкая его критика . Тихие, долгие беседы наедине больше всего будут помниться учениками Архипа Ивановича". Увлекшись занятиями в мастерской, Куинджи зачастую обедал вместе с учениками "бифштексом" из ученической столовой, а вечером к ужину подавали сосиски из соседней колбасной, причем горчица была прямо на бумаге . Эти сами по себе мелкие штрихи дополняют, однако, картину полного и простодушного единения учителя с его учениками .

В постоянных заботах о своих учениках Куинджи летом 1895 года организовал за свой счет экскурсию целой группы их в Крым. Доехав до Бахчисарая по железной дороге, молодежь оттуда пешком по Яйле добралась до южного берега и расположилась станом вокруг "виллы" Куинджи в его имении: здесь шла горячая работа изучения горной крымской природы и моря .

Через три года, в 1898 году, Архип Иванович устраивает более серьезную экскурсию: везет с собой за границу 12 из своих учеников. Этапами путешествия были: Берлин, где осмотрели две национальные галереи и художественную выставку современных живописцев; Дрезден; Дюссельдорф - осмотр галереи и художественного кабачка "Гамбринус"; Кельн - осмотр собора. Конечным пунктом был Париж, где прожили целую неделю: здесь застали оба салона Елисейских Полей и Марсова Поля, Лувр, и Люксембург . Затем, на обратном пути, через Страсбург поехали на Мюнхен: осмотрели обе Пинакотеки, частную галерею графа Шака, посетили выставку "декадентов", Королевский музей, Глиптотеку и Академию художеств, совершили экскурсию в окрестности города и любовались видом Северных Альп; и закончили Веной.

Конечно, это путешествие отразиться во многих картинах и навсегда останется в их памяти. Вот как сильно любил Куинджи своих учеников и как ратовал за их творческие успехи.

Куинджи не только великий художник, преподаватель, но и человек. Меня искренне восхищает его преданность принципам. Он никогда не отступал от цели и следовал только вперед. Сейчас уже невозможно представить, что бы было, если бы Архип Иванович смирился с отказом комиссии Академии Художеств и, отказавшись от мечты, навсегда сложил кисти и краски.

Не известно, появился ли тогда вообще такой художник, который мог бы так работать с цветом.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Равный среди равных
Как и на востоке, в Греции царей считали божественными. Они тоже происходили от богов, были их более или менее близкими родственниками. Именно родство с богами давало царям право на власть в своем полисе. Однако эта власть, какой бы больш ...

Особенности формирования арабо-мусульманской культуры
Ислам – самая молодая религия 6 века, которая быстро распространялась. Бедуины с аравийского полуострова смогли завоевать огромные территории. Социо-культурное становление: есть завоеватели, у них минимум культуры, но максимум энергии, по ...

Величие и упадок мифов
Часть работы, называющаяся “Величие и упадок мифов” и посвященная изучению эволюции мифов, является одной из наиболее интересных и глубоко проработанных не только с фактической, но и с логической точки зрения. С одной стороны, любой ми ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru