Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Возникновение греческой культуры и ее периодизация, культура греческого полиса

Статьи » Возникновение греческой культуры и ее периодизация, культура греческого полиса

Страница 2

«Эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют одних богов, одни храмы, приносят те же жертвы, имеют одинаковые обычаи и нравы».

На своем пути греки вытесняли, покоряли или уничтожали местное неиндоевропейское население (пеласгов, лелегов и др.). Многие исследователи считают, что греки стояли на более низкой ступени культурного развития, поэтому веками происходила борьба и ассимиляция двух культур. Воинственные ахейцы вскоре покорили другие племена. К XVI веку до н. э. ахейские царства, крупнейшим из которых были Микены на полуострове Пелопоннес, достигли высокого экономического и культурного развития. Эта цивилизация заложила основы дальнейшего развития греческой культуры. Рассмотрим некоторые причины этого процесса.

В XVIII веке до н. э. критские племена пеласгов объединяются под властью одного правителя, а центром государства становится город Кносс. Здесь возделывали виноград, выращивали злаки, разводили оливковые деревья, знали скотоводство. До сих пор сохранились следы дворцов и других величественных сооружений, имевшие даже водопровод и канализацию. Самый знаменитый памятник критского зодчества — Кносский дворец занимал площадь в 20 тысяч квадратных метров.

Его сложная система переходов и коридоров, соединявших большие и маленькие помещения, отражена в мифе о Лабиринте и чудовищном человекобыке Минотавре. Ему критский царь Минос отдавал на растерзание юношей и девушек, которых каждые девять лет Афины отправляли в виде дани на Крит. Тесей, сын афинского царя Эгея, убил Минотавра и выбрался из лабиринта с помощью клубка ниток, врученного ему Ариадной, дочерью Миноса (отсюда выражение «Ариаднина нить»).

Критяне не возводили укреплений. В своем строительном искусстве они стремились к красоте, украшая сооружения фресками — росписью красками по сырой штукатурке, которой овладели уже в XVI веке до н. э. Даже небольшие сохранившиеся фрагменты фресок, изображающие сцены из жизни, природу, до сих пор демонстрируют богатство цвета, фантазию, вдохновение и мастерство критских художников. Поклоняясь природным (хтоническим) божествам в священных рощах, пещерах и на горных вершинах, критяне не строили храмов, не создавали монументальной скульптуры. Но до сих пор восхищают работы резчиков по камню: вазы, перстни, печати. Изделия критских мастеров из бронзы, золота и серебра были известны по всему Средиземноморью.

Существует два предположения о завоевании Крита ахейцами. Одни ученые считают, что критское царство погибло в конце XVI века до н. э. в результате извержения вулкана на острове Фера и землетрясения. Города, кроме Кносса, были покинуты, и этим воспользовались ахейцы, захватив Кносс и подчинив себе остров. Другие — что нашествию ахейцев не предшествовали стихийные бедствия. Во всяком случае, с XV века до н. э. на острове господствовали ахейцы. Они переняли критскую культуру, ассимилировали местное население, приспособили критскую письменность к своему языку (найдены глиняные таблички с записями, сделанными на одном из диалектов греческого языка), заимствовали мастерство фрески и росписи ваз. С этих пор центром эгейского культурного мира становятся ахейские Микены, поэтому часто говорят о Крито-микенской культуре.

Микены достигли высшего подъема в XVII—XIV веках до н. э., установив торговые отношения с Критом, после чего эгейская цивилизация распространила свое влияние на юг Балканского полуострова. Она принесла на Балканы свою воинственность, свои формы отношений с природой и свою культуру. Умея нападать, они умели и защищать свои поселения, которые строили на высоких холмах и окружали крепостными стенами. Такие поселения позже получили название акрополь — “верхний город”. Сохранившиеся крепостные стены сложены из грубо вытесанных глыб весом в пять-шесть тонн. В Микенах стены имеют толщину 6—10 метров, а у расположенного неподалеку Тиринфа — 17,5 метров. В толще стен устраивались галереи и кладовые для хранения продовольствия и оружия. Последующие поколения сложили мифы о том, что эти сооружения строили одноглазые великаны — циклопы. Убранством микенских дворцов тоже были росписи, но сюжетами служили уже сцены охоты и воинские подвиги владык. Самыми известными памятниками считаются гробницы микенских царей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее на сайте:

Давид
Одна из этих статуй изображает Давида (1619 Рим, галерея Боргезе). Библейская легенда рисует образ смелого юноши, который пастушеским оружием - камнем, пущенным из пращи, убил грозного врага, великана Голиафа. Искусство эпохи Возрождения ...

Русское искусство начала XX века
Пути развития русской скульптуры XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более ...

Поздняя классика
В 30-е гг. V в. до н. э. Эллада переживала политический кризис (была проиграна война со Спартой, в конце десятилетия погиб Перикл), который отразился в искусстве поздней классики (400—323 гг. до н. э.). В этот период в искусстве проявилис ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru