Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Возникновение греческой культуры и ее периодизация, культура греческого полиса

Статьи » Возникновение греческой культуры и ее периодизация, культура греческого полиса

Страница 4

Еще в период архаики сформировались особая полисная форма управления и уклад жизни. Долгое время у власти были аристократы (греч. aristos «лучший»+ kratos «власть»), получившие со времен распада общинного строя влияние, собственность, а потом и землю. Но постепенно бразды правления перешли к тиранам (этрусск. tiran “господин”, “госпожа”) — выбранным из среды народа правителям, вершившим свою власть единолично. Были, конечно, и такие полисы, где власть принадлежала группе богатых или наиболее значительных людей — олигархов (греч. oligos «немногие» + arche «власть»). Своеобразный характер носила монархия Спарты. Там были два царя, власть которых ограничивалась наблюдательным органом — эфоратом (греч. ephoroi «наблюдатель»).

Но все-таки постепенно, шаг за шагом во многих полисах и прежде всего в Афинах возникает величайшее изобретение греческой античности — демократия (VI век до н. э.).

Перевод этого слова известен — «власть народа». Однако при всех достижениях государственности власть никогда не могла принадлежать всему народу целиком — это было возможно лишь в первобытном обществе, основанном на кровнородственных связях. В Греции же, как в любом государстве, кровное родство не влияло на отношения людей, населявших полис. О равенстве также не могло быть речи. Власть принадлежала только «гражданам» полиса, а среди них первоначально выделялись две категории людей: «были благородные, потомки первых поселенцев страны, членов кланов . Эти благородные, они же и богатые одновременно, обрабатывали землю большей частью сами с членами своего «дома». Кроме них, были другие свободные граждане города, мелкие собственники земли, ремесленники, которые «всегда были на волосок от рабства, являясь обладателями только своих рук».

Пока Греция не знала денег, люди жили в условиях натурального хозяйства и обмена, хотя уже делались попытки этот обмен упорядочить. Мерой стоимости выступали волы. Об этом говорится у Гомера в “Илиаде”: на одного из героев, Главка, Зевс наслал временное помешательство, и

Он Диомеду герою доспех золотой свой на медный,

Во сто ценимый тельцов, обменял на стоящий девять.

Там же упоминаются медные и железные бруски, служившие для расплаты:

Остальное вино пышнокудрые дети ахейцев

Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью,

Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками

Или рабами — людьми .

Железо и медь иногда имели форму прута, их сначала называли вертелами [160, с. 46], позже — оболом, а горсть оболов — драхмой. Но это еще не деньги в их прямом виде: настоящие деньги должны иметь на себе государственную печать, гарантирующую их вес и чистоту.

Впервые деньги появились в малоазийской части Греции, в Лидии (VII век до н. э.). Их изготовляли из металла, который называли электроном. Это было золото, смешанное с серебром: добывавшееся у реки Пактол золото содержало от 25 до 95 % примеси серебра.

Деньги изменили отношения между людьми в обществе: возникло торговое сословие, появились ростовщики, получающие прибыль из самих денег, а с этим — и возможность накапливать состояние, не подверженное порче, как другие продукты труда. Следом появляется долговое рабство, а затем начинаются гражданские войны, выходом из кровавого драматизма которых стало возникновение демократии, достигшей своего расцвета в Афинах уже в период классики.

У истоков демократии в Афинах стоял Солон, которого можно считать основателем политической культуры, поскольку его реформы были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Конечно, это был гуманизм античности, во многом не совпадающий с современными представлениями, но шаг вперед, который сделал Солон, не сравним с самыми просвещенными и мудрыми утопиями Востока. Греческий историк Плутарх (ок. 45—ок. 127) писал: “ .Когда его (Солона) спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, которые они могли принять». Сам же Солон сказал о себе: «Я принуждение с законом сочетал!». По свидетельству того же Плутарха, «там, где дело обстояло вполне хорошо, он не применял врачевания и не вводил ничего нового из опасения, что, “если в государстве перевернуть все вверх дном, то у него не хватит сил поставить все на место и упорядочить наилучшим образом».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее на сайте:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru