Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Культура Великобритании в эпоху абсолютизма

Статьи » Влияние права на культуру Великобритании » Культура Великобритании в эпоху абсолютизма

Страница 2

Существенным компонентом культуры XVI в. была гуманистическая историография тюдоровской Англии. Фундаментальный труд Полидора Вергилия (1470–1555) «Английская история» (1533 г.), написанный по заказу двора, значительно повлиял на тогдашних английских историков. История в этом сочинении изображается как результат деятельности королей, одержимых жаждой власти.

Несмотря на официальный характер произведения Вергилия, в нем содержатся яркие сведения, существенно дополняющие картину социальной истории Англии, отразившуюся в других источниках XVI в., например в «Утопии» Мора. Вергилий обусловливал ход истории взаимодействием двух факторов – неизменностью человеческой природы и страстей, управляющих действиями людей, и изменчивостью фортуны. Но историк воспроизводит и картину социальных потрясений, поразивших страну в связи с огораживаниями.

Выдающийся памятник гуманистической историографии XVI в. – неоконченная «История Ричарда III» Томаса Мора. Мор как историк в отличие от английских хронистов конца XV – первой половины XVI в, стремится выявить внутренний политический смысл описываемых событий. Автора «Истории Ричарда III» интересует также психология исторических деятелей; он умеет показать отражение политических событий в общественном сознании той социальной среды, к которой принадлежал он сам. Мировоззрение автора «Истории Ричарда III» выражало чисто ренессансный интерес к внутреннему миру человека, уважение к человеческому достоинству независимо от социальной принадлежности, резкое осуждение всякого политического произвола и тирании. С 1543 г. «История Ричарда III» Мора публиковалась в составе английских хроник Джона Хардинга, Эдуарда Холла, Джона Стоу, Из хроники Холиншеда Шекспир заимствовал сюжет для своей трагедии «Ричард III».

О зарождении национального самосознания и все возраставшего интереса к истории своей страны свидетельствует появление исторических сочинений, написанных людьми незнатными: «Новая хроника Англии и Франции» лондонского суконщика и шерифа Роберта Фабиана выдержала пять изданий с 1502 по 1559 г., хроника лондонского юриста Эдуарда Холла «Соединение двух благородных и славных домов Ланкастеров и Йорков» (1548 г.) существенно дополнила труд Иолидора Вергилия. Труд Холла стал одним из источников «Истории Генриха VII» Френсиса Бэкона.

Во второй половине XVI в. большой популярностью в Англии пользовался труд сына лондонского портного Джона Стоу (1525–1605) «Свод английских хроник» (1565 г.). Стоу широко заимствовал материалы из сочинений своих предшественников, особенно из книги Джона Линдэла – королевского антиквара, издавшего в 1546 г. подробное описание Англия и ее исторических достопримечательностей. Из публикации Линдэла много почерпнул также и священник Холиншед – самый популярный историк своего времени, автор обширного свода хроник и антикварно-топографических описаний, составивший большой коллективный труд «Хроника Англии, Шотландии и Ирландии» (1577 г.), явившийся важной вехой в развитии английской историографии. Холиншед был очень близок к идеологии пуританства.

Система, сложившаяся в английских университетах, опиралась на среднюю классическую, или «грамматическую», школу, которая к XVI в. переживает расцвет. Гуманистические принципы обучения и воспитания, настойчиво пропагандировавшиеся Дж. Колетом и У. Лили получают широкое распространение в английских школах второй половины XVI в.

В двух крупнейших университетах Англии – Оксфорде и Кембридже – в XVI в. сохранялась традиционная система высшего образования, основанная на изучении теологии, гражданского и церковного права, философии Аристотеля и Платона, медицины Галена и Гиппократа, математики, арифметики, геометрии, астрономии, диалектики, риторики, древнегреческого и древнееврейского языков.

Изучение гражданского и церковного права в течение долгого времени являлось необходимым условием для достижения высоких должностей в церкви и государстве.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Специфика россии в мировой культуре
В современной науке Восток, Запад, Россия воспринимаются как важнейшие социокультурные образования в процессе исторического развития. Традиционно время цивилизациив истории органичивается 5–6 тясячелетиями, начиная с появления развитых, т ...

Постановка пальцев
Авторы различных школ и методических руководств не пришли к единому выводу при решении вопроса о внешней форме и положении пальцев на струнах. Большинство педагогов и методистов считает, что пальцы должны иметь закругленную форму; некотор ...

Анализ взаимосвязи истории и культуры
В старину, особенно в древнюю эпоху, условия общественной жизни изменялись медленно. Поэтому история представлялась людям в виде калейдоскопа повторяющихся событий. Из века в век люди рождают детей, радуются и печалятся, любят и ненавидят ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru