Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Культура Великобритании в эпоху абсолютизма

Статьи » Влияние права на культуру Великобритании » Культура Великобритании в эпоху абсолютизма

Страница 1

Основной причиной появления абсолютной монархии являются социально-экономические перемены в обществе, вызванные зарождением и развитием буржуазных отношений.

Становление абсолютизма совпало с восшествием на престол Генриха VII (1457–1509) – первого представителя династии Тюдоров.

Генрих VII вёл непрерывную борьбу с самостоятельностью баронов и укреплял королевскую власть. Проведение этой политики облегчалось для него тем, что война Алой и Белой розы привела к гибели значительной части старой феодальной знати.

В отличие от континентальной Европы английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как «незавершенный».

Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Развитие абсолютизма в Англии не уничтожило парламент, но превратило его в XVI в. в достаточно послушное орудие королевской власти. Так, Генрих VIII создал «волей парламента» новую (англиканскую) церковь, независимую от Ватикана.

Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление, и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.

Парламент использовался Тюдорами в качестве орудия усиления своей власти. Нижняя палата парламента при Тюдорах беспрекословно утверждала законы, внесённые королём; верхняя же палата состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им. В 1539 г. парламент приравнял королевские указы к статутам. Это была полная победа короля над парламентом.

С конца 30-х годов XVI в. в Англии выходит большое количество политических трактатов и памфлетов, прославлявших абсолютистское государство. Наиболее яркие сочинения такого рода написаны гуманистами Т. Старки, Д. Чиком, Р. Морисоном – приверженцами абсолютизма, выражавшими интересы буржуазии и нового дворянства. Единственной гарантией соблюдения свобод и прав подданных, способной обеспечить процветание страны и предотвратить народные мятежи, угрожавшие праву собственности и благосостоянию нации, им представлялось безоговорочное повиновение властям.

В полном соответствии с официальной абсолютистской идеологией Тюдоров Элиот, Старки и другие гуманисты оправдывали законность и целесообразность репрессий против любого нарушения существующего общественного порядка. Столь явное перемещение акцентов от реформ к репрессиям в политических сочинениях гуманистов заметно уже в начале 20-х годов. Именно эта тенденция свойственна идеологии английского общества периода Реформации, когда наблюдается увлечение Сенекой и стоиками.

Проповедь социального равенства теперь решительно осуждалась гуманистами как опасное проявление неразумной страсти. В политических концепциях гуманистов реформационной эпохи идея подчинения личности властям становится преобладающей. Тогдашние политики определенно ассоциировали религиозные социальные перевороты с Реформацией.

Гуманизм и Реформация, оппозиционные каждое по-своему феодальному обществу, создали системы ценностей, несовместимые друг с другом: одна вела к религиозному скептицизму, культу разума и духовному освобождению человека от пут догматизма и церковных предрассудков, к торжеству светского начала над религиозным, светского опытного знания над церковной схоластической ученостью.

Другая сосредоточилась на религиозных вопросах и религиозно-нравственном преобразовании общества: лишенная широты гуманистического подхода к проблемам светско-религиозных отношений, стремилась деспотически подчинить мирскую жизнь человека жестким нормам религиозной морали. Таковы были принципиальные основы идейной непримиримости гуманистов Мора и Эразма и реформаторов Тиндала и Лютера.

Иным было отношение к государству Тюдоров гуманистов феодально-консервативного направления. Трактат Р. Пола «В защиту единства церкви» (1536 г.) решительно осуждал реформационную политику Генриха VIII за нарушение единства христианского мира и злоупотребление властью. Автор трактата исходил из средневековой теории о праве подданных и сопротивление вплоть до открытого выступления против короля, нарушившего старинные феодальные вольности.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Искусство Киевской Руси
Сформировавшееся в IX в. древнерусское государство – Киевская Русь с принятием в 988 г. христианства из Византии оказалось вовлеченным в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу восточнохристианской культуры. В процес ...

Биография Майи Плисецкой
Характер Плисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистического дарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не боялась нарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потому ...

Церковь конца XIII, XIV и XV веков
Заказчиками в этот период выступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количество построек осуществляет митрополит. В старые, традиционные композиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения. Применение ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru